Как соорудить выгребную яму из покрышек: пошаговая технология самостоятельного сооружения

Правила и периодичность очистки

Выгребную яму из колес периодически необходимо очищать. Сделать это можно несколькими способами. Каждый пользователь выбирает для себя оптимальный вариант.

Как очистить сливную яму из покрышек

Всего существует несколько проверенных и популярных способов очистки сливных ям:

  1. Вычерпыванием ведром на веревке. Это процесс длительный, трудный и не самый приятный. Но здесь не нужна помощь посторонних, и не потребуется тратить деньги.
  2. Откачиванием дренажным насосом. За работой насоса постоянно необходимо следить, и надо придумать, куда девать сточные воды.
  3. Ассенизационной машиной. Это самый простой, удобный, но и затратный вариант. Главное, чтобы на участке имелся удобный подъезд для техники.
  4. С помощью биологических препаратов, которые можно приобрести в любом садовом магазине.

В заключение стоит отметить, что самостоятельно сделать сточную яму из старых покрышек довольно легко и просто. Главное, запастись свободным временем, расходными материалами и необходимым инструментом. Следуя подробной инструкции специалистов, даже новички в этом деле, смогут сделать надежную яму для сточных вод, которая максимально повысит комфорт проживания на даче.

Порядок выполнения работ по монтажу септика

Прежде всего, предлагаем просмотреть видеоролик, в котором показана последовательность выполнения работ. Из большого числа подобных видеоматериалов, он – на наш взгляд – содержит наименьшее число ошибок, допускаемых при устройстве подобных септиков, но все же, не лишен их. Из описания вы увидите, в чем они заключаются.

Итак:

1. Подготавливаем скаты большого диаметра к укладке. Для этого срезаем части бортов на всех, кроме верхнего, на который будут укладываться шины меньшего диаметра, и нижнего, устанавливаемого на слой дренажа. На них оставляем по одному борту не срезанными.

Это не только чуточку увеличит полезный объем ямы, но и не даст скапливаться отложениям в углублениях скатов.

2. Укладываем шину в предполагаемом месте устройства септика и размечаем яму с отступом от ее края на 10 – 15 см. Они понадобятся для устройства дренажного слоя вокруг колонны из шин. Если планируется перелив, отступите не менее метра от основного колодца и сделайте то же самое.

3. Глубина ямы должна быть не менее 2, но желательно до 3 м, если позволяет уровень верхних грунтовых вод. Суммарная высота шин (с прокладками из трубочек) + дренажная подсыпка из щебня 200 – 300 мм, частично скорректирует ее. Оголовок канализационного люка, установленного на верхнюю покрышку, должен выступать над поверхностью грунта на 3 – 10 см.

4. Если вы решите устанавливать дополнительную дренажную трубу, то сверлите буром диаметром, превышающим диаметр этой трубы на 8 – 10 см, углубление под нее.

Неплохо будет опустить ее до метра в грунт, а верхний край оставить на высоте, не достигающей уровня сливной трубы на 20 – 30 см. Это позволит усиливать дренаж ямы при резких кратковременных ее наполнениях. В части трубы, входящей в землю, и сверху – на 20 – 30 см от края, необходимо насверлить перфорационные отверстия. Расстояние между трубой и углублением нужно тщательно затрамбовать щебнем большей фракции, чем перфорационные отверстия в ней.

5. На дно ямы на 3 – 5 сантиметровую песчаную подушку укладываем дренажный слой из крупного щебня (200 – 300 мм).

Битый кирпич и подобные материалы использовать не рекомендуем – он размокнет и разрушится, что приведет к проседанию конструкции и ухудшению дренажа.

6. Укладываем нижний скат необрезанным бортом книзу. На него прикручиваем саморезами обрезки трубы и, прежде чем продолжить укладку шин, тщательно затрамбовываем промежуток между ним и краем ямы щебнем. Его фракция должна быть больше диаметра устанавливаемых трубок. Укладку остальных скатов и просыпку щебнем продолжаем до уровня чуть ниже (на 1 скат) сливной трубы.

Вместо трубок можно сделать прорези в шинах, но в месте, чуть повыше показанного на фото или в нижней части шин, чтобы щебень не проваливался внутрь колодца.

Отверстия можно просто насверлить по внешней поверхности шин. Также можно из обрезков бортов нарезать полоски и поприкручивать их саморезами между скатами, обеспечив необходимый дренажный зазор.

7. Определив место вхождения сливной трубы, прорезаем под нее отверстие в скате.

Если планируется устройство второго колодца, делаем на чуть более низком (на 3 – 5 см) уровне отверстие и под него. В любом случае, даже если вы не станете его строить, отверстие рекомендуем вырезать и закрыть его снаружи обрезком борта шины на саморезах. А вдруг понадобится? Тогда вы сможете в любой момент сделать переливной колодец и, сняв эту заглушку, присоединить его к системе

Здесь хотим обратить ваше внимание на то, что приемная труба перелива, как это показано на схеме в первом разделе статьи, имеет небольшой Г-образный опуск для забора стоков не с самой их поверхности

Это последний скат, который мы расклиниваем щебнем. Он же должен быть с необрезанным верхним бортом, потому что на него уже нужно устанавливать шины меньшего диаметра и обсыпать их глиной.

Стоки не должны достигать уровня сливной трубы. Если даже дополнительная дренажная труба с ними не справится, тогда – только перелив во второй колодец. При этом на приемный колодец люк можно не ставить, а накрыть его ж/б плитой, которую в свою очередь накрыть геомембраной и засыпать грунтом. При этом следующий пункт нашей инструкции нужно будет выполнить уже на переливном колодце. Из него излишки жидкости можно будет использовать для полива.

8. На верхний скат устанавливается пластиковый канализационный люк и вокруг него, как и вокруг верхних шин устраивается глиняный замок. Можно верх также забетонировать, но, на наш взгляд, это лишнее.

Уважаемые читатели, если у вас остались вопросы, задавайте их, используя форму ниже. Мы будем рады общению с вами

Монтажа септика пошагово

Когда котлован готов, приступают к укладке покрышек. Колодец может состоять из нескольких шин от Камаза, а вот колес от Кировца или Беларусь понадобится 5 или 6.

Первое колесо укладывается на слой резины. Такая подложка помогает создать герметичность устройства. Размеры листа должны быть около 1 квадратного метра. Битумная мастика (жидкий битум) подойдет для промазки стыков.

Схема простейшей канализации из покрышек.

Последующие колеса скрепляются между собой. Своими руками это легко сделать с помощью хомутов из проволоки. Можно воспользоваться специальной пластиковой сцепкой. Стыки обрабатываются герметизирующими растворами (битум, силиконовый герметик и т.д.).

Шины укладываются в следующем порядке: шина, слой жидкого герметика, следующая шина и т. д. Затем нужно дать герметику затвердеть, и только после этого проводятся дальнейшие работы.

Далее — обратная засыпка пространства между покрышками и стенками ямы. Грунт, который остался после засыпки, можно отнести на огород либо использовать для других нужд.

В третьей-четвертой покрышке необходимо проделать отверстие для сточной трубы, идущей из частного дома. Стык вокруг пластика укрепляется либо эпоксидной смолой, либо жидким битумом. Некоторые строители советуют делать самый верхний ярус колодца из широкой покрышки от Камаза. Это позволяет проводить ревизию колодца без лишних осложнений.

Последняя покрышка устанавливается таким образом, чтобы она несколько выступала над поверхностью земли. На нее укладывается крышка, сделанная из любого водостойкого и термостойкого материала, в том числе из металла или полипропилена.

Покрышки обрезаются, чтобы жидкость в них не скапливалась и соединяются между собой с помощью хомутов.

В крышке септика должно быть отверстие для фановой трубы, через которую будет отводиться неприятный запах. Длина такой вытяжки вычисляется в зависимости от места расположения септика и направления ветров в данной местности. Общее правило: чем ближе расстояние до частного дома, тем выше должна быть труба.

Для того чтобы септик меньше портил внешний вид участка, на верхнюю часть можно поместить почвопокровные растения. Они немного украсят септик, не потребуют большого количества грунта и не будут мешать проверке уровня заполнения канализации.

Поняв общий принцип монтажа септика из покрышек, можно вносить некоторые конструктивные изменения. Например, можно сделать канализацию из двух ям на расстоянии в 100 см друг от друга. Отличие будет состоять в том, что между ямами должна быть вырыта траншея.

Если для загородного дома или дачи решено организовать переливной септик, то следует приступить к монтажу следующей камеры и перелива. Если колодец будет работать по накопительному принципу, то конструкцию можно заполнить жидкостью и засыпать смесью цемента и песка.

На глиняных почвах иногда используется техника создания глиняного изоляционного слоя. Для этого глину закладывают в отверстия вокруг колодца и плотно утрамбовывают. Однако, для подвижного септика из колес такой метод может оказаться слишком агрессивным. Он вызовет смещение колец и еще больше нарушит герметизацию сточного резервуара.

Для справки

Септик из набора покрышек от легковых машин будет эксплуатироваться с тем расчётом, что в грунт будет поступать отстоянная вода. Поэтому для второго отсека с помощью бура следует сделать скважину, вставив туда перфорированную трубу из пластика. На 10 см ее засыпают щебнем, чтобы вода проходила без препятствий.

Делая септик для дачи своими руками, внутри второго резервуара вы должны установить трубу таким образом, чтобы она возвышалась на 1 м. Сверху ее покрывают мелкой сеткой, а вокруг засыпают песком и щебнем. Однако если почва довольно хорошо поглощает воду, то во втором отсеке будет достаточно фильтрующего дна.

Этап 1: Выбираем место для сливной ямы

Место расположения сливной ямы на участке не должно быть случайным – тут следует принимать во внимание несколько важных правил и рекомендаций:

  1. По отношению к жилым постройкам выгребное сооружение должно располагаться не ближе, чем на 5 м.
  2. Между забором и ямой должно сохраняться расстояние не менее 2 м. В том числе, это касается и границы с соседними участками.
  3. Минимальное расстояние от отстойника до ближайшего открытого природного источника питьевой воды должно быть 30 м.
  4. Сливную яму не рекомендуется располагать ни в самой высокой, ни в самой низкой точке участка. Обязательно учитывайте уровень грунтовых вод.

Также не забывайте о таком простом, но важном факторе, как эстетика участка: безусловно, сливная яма не должна бросаться в глаза и портить ландшафтный облик вашего двора. Место для сливной ямы выбирайте удаленное от остальных построек


Место для сливной ямы выбирайте удаленное от остальных построек

Преимущества и возможные недостатки

Прежде чем сделать на своей даче несложную конструкцию туалета своими руками с использованием покрышек следует оценить полюсы и минусы подобного решения.


Готовая сливная яма из покрышек

Среди неоспоримых преимуществ называются следующие показатели:

  • невысокая стоимость, поскольку использованные покрышки можно приобрести за символическую плату или даже бесплатно в специализированных компаниях, занимающихся обслуживанием и ремонтом автомобилей;
  • отсутствие проблем в копании своими руками ямы необходимых размеров;
  • неподверженность резины коррозионным разрушениям;
  • легкий и быстрый монтаж, проводимый своими руками с помощью доступных инструментов.

Несмотря на ряд весомых достоинств выгребной ямы для дачи, выложенной при помощи покрышек, нужно отметить, что в процессе эксплуатации могут проявиться следующие недостатки подобного решения:

  • эксплуатационный срок обычно не превышает 12 лет;
  • не исключается появление разгерметизации швов, что может нанести вред окружающей почве и загрязнить водоносные пласты.

Владельцами подобных сооружений отмечается проблематичность проведения демонтажа после того, как обнаруживается просачивание содержимого выгребной ямы в грунт. Это обстоятельство влияет на сложности при ремонте выгребной ямы.

Наиболее эффективно в условиях дачи работает туалет, у которого выгребная яма выложена покрышками, когда не наблюдается частого посещения его большим количеством людей.

Пошаговая инструкция по изготовлению выгребной ямы своими руками

Для начала выбирается и подготавливается участок под строительство. Минимальное расстояние от жилых помещений должно быть не менее 30 метров. От водоёма – 50 метров. Почва сверху очищается от сора и растений – это поможет при копке. Размер отверстия в земле должен несколько превышать размеры планируемой выгребной ямы (это нужно для уплотнения стен септика щебнем). При этом, её глубина должна быть, как минимум, в два раза больше, чем диаметр, плюс один метр для защиты от замерзания стоков. Исходя из глубины, рассчитывается нужное количество покрышек.

Подготовка отверстия

К максимальной глубине добавляют 30 сантиметров – это будущая подушка из песка и щебня. Специалисты рекомендуют использовать с такими целями речной просеянный песок и мелкий гравий – он хорошо фильтрует стоки.

Видео по теме:

При копке обязательно учтите также то, что днище должно быть наклонным. Это нужно для эффективного отвода стоков. После подготовки дна в его центре при помощи ручного бура сверлится отверстие. Оно не должно быть слишком большим. В него вставляется дренажная труба, способствующая прохождению подземных вод. Её конец внутри септика покрывается фильтром, капроном, сеткой, марлей и т. д. для защиты от крупных сорных частиц.

Вариант дна

Установка покрышек в выгребную яму:

  1. Верхняя часть шин подрезается – это позволит облегчить процесс монтажа. Стыки между отдельными элементами конструкции тщательно обрабатываются герметиком;
  2. После установки покрышки на днище, оно засыпается слоем крупного щебня. Это обеспечит первичную фильтрацию стоков открытого септика;
  3. Каждая последующая покрышка устанавливается аналогично первой;
  4. Когда уровень стенки дойдет до сливной трубы, то в шине проделывается отверстие на уровне стока, соответствующее входящему диаметру. В боковые части септика подводятся сливные трубы. Их защищают сеткой от засорения стоками. Они располагаются в верхней части сливной конструкции;
  5. Место стыка трубы и септика также дополнительно прорабатывается герметиком;
  6. Установка покрышек производится до момента, пока одна из них не выйдет за пределы ямы. После этого нужно начинать уплотнять стенки. В качестве уплотнителя можно использовать практически любые подручные материалы: песок, гравий, даже остатки покрышек. Главное – это должно придавать жесткости стенкам;
  7. После окончания работы, наверх септика устанавливается рама с крышкой. Место выступа покрышки над поверхностью земли дополнительно присыпается с внешней стороны грунтом. Помните, если применяется герметичная крышка для септика, то нужно дополнительно соорудить вентиляцию, иначе в яме будет происходить скопление газов, опасное её переполнением.

При желании можно усовершенствовать конструкцию. Например, в земляном отверстии соорудить бетонный кожух, а уже в него устанавливать покрышки. Это позволит увеличить герметичность и продлить срок службы септика.

Набор инструментов для создания септика

Для оборудования системы надо приобрести много шин. Понадобится набор необходимых инструментов таких, как:

  • дрели;
  • болгарки;
  • плоскогубцев;
  • лопаты;
  • лестницы;
  • лома с топором;
  • ведра и рулетки.

Чтобы обрезать трубы из пластика, применяют труборез, в крайнем случае используют острый нож. Все материалы и инструменты можно приобрести в магазине. Для обеспечения герметичности смазывают соединения жидким битумом, который подходит для покрышек. Если в грунт от траншеи содержит глинистые смеси, линзы, то надо его заменить, чтобы осуществить обратную засыпку. Для засыпки септика подойдет любой вид щебня, можно недорогого.

Монтажные работы

Рассмотрим, как должны проходить монтажные работы по строительству ям из старых автопокрышек. Для этого следует запастись необходимым количеством одинаковых по размеру автошин, а также приготовить инструмент – лопаты.

Земельные работы

  • На место строительства ямы укладывается покрышка и обрисовывается ее контур.
  • От полученной линии делают отступ в 10 см и очерчивают контур будущей ямы. Так определяется диаметр котлована, а вот глубина сливной ямы зависит от того, какой объем резервуара требуется получить. Как правило, для дачной канализации используется 5-7 покрышек, уложенных друг на друга. Высотой этой стопки и определяется глубина котлована, который следует подготовить.
  • Начинают работу, используя самые обычные штыковые лопаты. А вот, когда глубина ямы станет такой, что работать будет неудобно, потребуется воспользоваться инструментом на длинных черенках.
  • Сначала используется штыковая лопата. Ею производят обработку вертикальных стенок котлована и рыхление грунта на глубине. Затем при помощи совковой лопаты грунт извлекается на поверхность.

Сооружение дренажной скважины

После того, как копка сливных ям завершена, следует в ее центре сделать дренажную скважину. Эта деталь необходима для повышения степени дренирования. Выполняется работа так:

  • При помощи садового бура выполняется скважина, ее глубина может достигать 5 метров.
  • В скважину опускают дренажную трубу (трубу из пластика с отверстиями для прохождения воды).
  • При этом верхняя часть трубы должна выступать над уровнем дна ямы примерно на метр. Это необходимо для того, чтобы твердые отходы не попадали в дренажную скважину. С этой же целью верх трубы накрывают полимерной сеткой.
  • На дно ямы насыпают десятисантиметровый слой щебня.

Подготовка покрышек и их укладка

Выбор покрышек зависит от требуемого объема сливной ямы. Если расход воды небольшой, то можно использовать покрышки от легкового автомобиля. Для изготовления более объемного резервуара нужна резина от грузовика или спецтехники.

Разумеется, не требуется покупать новую резину, в этом случае, строительство сливной ямы влетело бы в копеечку. Профиль протектора для строительства этого очистного сооружения не имеет значения. Резина может быть полностью изношенной, но на ней не должно быть повреждений – порезов:

  • Чтобы исключить накапливание отходов во внутренних частях покрышек, с одной стороны шин следует срезать внутреннюю часть обода. Делается это при помощи электролобзика.
  • В покрышке, к которой будет подведена впускная канализационная труба, выполняют отверстие для ее подключения. Для разрезания металлокорда в покрышке следует использовать ножовку по металлу.
  • Покрышки укладывают в колодец, при этом, верхняя должна быть несколько выше уровня грунта.
  • Пространство между стенками ямы и покрышек засыпают щебнем или грунтом.
  • Сверху яму прикрывают крышкой из пластика. В крышке следует предусмотреть отверстие для осуществления контроля наполнения ямы.
  • Поверх крышки рекомендуется насыпать холмик, чтобы исключить попадание в яму дождевой воды.

Из вышесказанного должно быть понятно, как выкопать сливную яму и оборудовать ее, используя обычные старые автопокрышки. Чтобы облагородить эту часть участка, холмик, насыпанный над крышкой ямы, можно засеять газонной травой или устроить там клумбу. Такое оформление замаскирует неприглядный объект оборудования участка.

Где можно разместить яму для сбора сточных вод?

Очень важно грамотно определиться с местом расположения дачной канализации из автопокрышек

При планировании работ примите во внимание следующее:

  1. Нельзя сооружать яму ближе, чем за 25 м от скважин с питьевой водой.
  2. От жилого строения локальная канализация обязана располагаться на расстоянии 5–7 м (а лучше построить ее еще дальше, если есть такая возможность), от забора – на 2–3 м.
  3. Желательно, чтобы уровень колодца для воды был ощутимо выше, нежели уровень ямы. В этом случае риск заражения дачного источника водоснабжения будет минимальным.
  4. Обязательно прокладывайте трубопровод, соединяющий яму и жилище, на 1.2 м ниже уровня промерзания грунта. Если не учесть эту рекомендацию, в зимнее время стоки просто-напросто разорвут канализационные трубы.

Место расположения дачной канализации из автопокрышек

Еще несколько важных советов тем, кто хочет своими руками сделать описываемое в статье сооружение:

  1. Стоки должны заполнять яму на 100 см ниже уровня земли. Несоблюдение этого требования станет причиной переливания отходов через край конструкции.
  2. Требуемый объем ямы высчитывается так – на одного дачника, пользующегося водопроводом, берется 0,5 кубометров стоков. Если ваша семья состоит из 4 человек, сливное сооружение должно иметь объем не менее 2–2,5 кубов.

Добавим, что запрещается сливать в канализацию из покрышек химически активные (агрессивные) вещества, а также засорять ее крупными твердыми предметами.

Специфика конструкции

Этот вариант обустройства слива стоков самый доступный. Даже если нет собственных автомобильных покрышек, то купить их по минимальной цене (б/у) несложно. Канализация из покрышек имеет такие преимущества:

  • Простота монтажа. Сделать все работы собственноручно легко. Более того, не нужна спец.техника для погружения колес в яму, даже если они тяжелые, то перекатить и поместить на отведенное для них место получится самостоятельно.
  • Для создания ямы подойдут шины любого размера и диаметра, желательно чтобы они по габаритам были приблизительно одинаковые.
  • Доступность материалов.
  • Срок эксплуатации – до 15 лет.

Недостатков конструкция также не лишена и их перед монтажом стоит изучить. А именно:

  • В сравнении с фабричными установками срок эксплуатации в разы меньше.
  • Герметичность конструкции под сомнением.
  • Яму нужно максимально отдалять от источника питьевой воды.
  • Часто возникает неприятный запах.
  • Ремонтировать покрышки сложно, точнее бессмысленно.
  • Специфическая конфигурация вызывает сложности при чистке ямы.
  • Резина не рассчитана на использование в качестве хранилища агрессивных химических отходов, также она часто страдает от давления почвы.
  • Такие ямы нельзя строить на местности с высоким залеганием грунтовых вод.

Этап 2: Определяемся с объемом сливной ямы

После того как место для обустройства выгребной ямы выбрано, необходимо рассчитать объем будущего резервуара для стоков. Здесь нужно учитывать три индивидуальных параметра:

  • периодичность очистки ямы;
  • количество жильцов;
  • объем воды, расходуемой жильцами за период между очистками отстойника.

Совет. Если дом и баня, для которых обустраивается выгребная яма, используются круглогодично, канализацию рекомендуется откачивать каждые две недели.

К полученному объему следует прибавить около 10-15% – это запас на случай непредвиденной отсрочки очистки ямы.

Чем чреват неправильный расчет объема резервуара? Несмотря на то, что сливная яма – локальная канализация, она может спровоцировать очень серьезные, отнюдь не частные, проблемы: из-за быстрого переполнения отстойника регулярно будет возникать необходимость откачки и вывоза стоков, что повлечет большие расходы на ассенизаторские услуги. Если же пренебрегать потребностью своевременно очищать резервуар, стоки будут попросту загрязнять участок.

Также не забывайте, что именно от рассчитанного объема резервуара будут зависеть габариты ямы: глубина, длина и ширина

Тут следует принимать во внимание, что уровень наполнения ямы стоками должен быть как минимум на 1 м ниже уровня грунта

Септик из покрышек своими руками

Как промежуточный вариант можно рассмотреть септик, изготовленный из автопокрышек.

Обычно шиномонтажные мастерские с удовольствием избавляются от покрышек. Так как их утилизация – это довольно проблематичный вопрос. Размер колес может варьироваться от легковых до грузовых. А это значит, что и септик можно получить как малой, так и большой емкости. Остается лишь определиться с размером самого сооружения.

По своей сути рассматриваемый септик представляет собой бочку, набранную из отдельных колец – покрышек. Его глубина зависит от требуемого объема и глубины залегания грунтовых вод. На этот параметр также влияет и способность грунта дренировать стоки.

Санитарные требования

Подобное сооружение должно быть удалено от близлежащих скважин и колодцев. Причем как собственных, так и соседских. Расстояние до точек забора воды по гигиеническим соображениям должно составлять 25 – 30 метров. Заглубленные же фундаменты должны быть от септика на расстоянии 5 м.

Инструменты

Может показаться, что вырыть яму глубиной в полтора – два метра при небольшом диаметре довольно сложно. При отсутствии надлежащего инструмента это действительно так. Выйти из положения и облегчить можно при помощи двух лопат.

Первая – обычная штыковая. Ею рыхлят грунт на дне ямы.

Вторая — служит в качестве черпака. Ее можно изготовить из обычной совковой, если загнуть ее под 75 — 80˚. При этом, чтобы она не выгибалась обратно, по бокам усилить ребрами жесткости. Если есть необходимость, для маневренности ее можно подрезать, придав нужную ширину. Когда используются покрышки от грузовиков, она не требуется. Потому что вполне можно работать обычным инструментом.

Для удобства черенки удлиняются и к ним насаживаются крестообразные ручки.

Роем яму

Итак, необходимые расчеты произведены, покрышки завезены и инструменты подготовлены. Приступаем к работе.

Кладем на землю покрышку. Размечаем контур нашего септика. При этом нужно учесть зазор по диаметру. Достаточно 5 см.

Вынимаем грунт внутри разметки. Первый 2-4 штыка можно снять обычной лопатой. Но когда взяты покрышки R13-R15, глубже становится копать неудобно. В этом случае берем лопаты с удлиненными черенками. Штыковой лопатой рыхлится дно, а также подрезаются стенки ямы. Черпаком же вынимается грунт. Чтобы убедиться в точности размера, периодически опускаем в яму покрышку.

При достижении необходимой длины в центре готовой ямы садовым буром высверливается дренажная скважина. Она позволяет пройти водоупорные слои грунта и по достижении более рыхлых слоев ускорить процесс дренирования во много раз.

Когда скважина готова, в нее опускается дренажная труба. Ее можно изготовить из канализационных полипропиленовых труб. В ходе установки нужно оставить примерно 1 м трубы возвышаться над дном ямы. Это позволит предотвратить засорение трубы крупными частицами. Боковые отверстия и торец закрываем мелкой полипропиленовой сеткой. Вода будет сквозь них проходить на глубину и впитываться грунтом.

Укладка покрышек

На дне ямы устраивается гравийная подушка в 10 см толщиной. На нее и укладываются покрышки. Однако перед этим их нужно подготовить. Для этого из внутренней стороны срезается внутренний обод, чтобы вода без задержек стекала сразу вниз. Пилить резину нелегко. Можно взять электрический лобзик. При этом работать на низкой скорости.

Также нужно будет вырезать отверстие для подвода трубы. И тут наверняка вы встретите металлокорд. Он перепиливается при помощи ножовки по металлу.

После этого покрышки укладываются в яму, причем последняя должна немного выступать над поверхностью земли. Затем засыпается промежуток между стенками ямы и покрышками. Септик закрывается крышкой из прочного и не гниющего материала. А поверх крышки насыпаем небольшой холмик, который можно засеять травой или на нем устроить цветник. В крышке можно поделать отверстие для контроля уровня воды.

Чтобы септик не переполнялся талыми и дождевыми водами, можно гидроизолировать септик рубероидом, проложенным между покрышками и стеной ямы. Или устроить глиняный замок. Если позволяет ситуация, можно использовать также способность некоторых растений активно испарять влагу. Для этого рядом с септиком достаточно посадить несколько берез или же ольху, ракиту или иву.

Где на участке должен располагаться септик?

Чтобы не столкнуться с претензиями санэпидемстанции, следует заранее продумать расположение будущего очистного сооружения в соответствии с нормами СанПина.

Септик должен находиться не ближе, чем в 4-х метрах от дома.

От его дна до водоносного слоя почвы и водозаборной скважины должно быть не менее 50 метров, если фильтрующий слой грунта связан с водоносным, и не менее 20 метров, если между слоями нет связи.


От любого водоема со стоячей водой септик должно отделять не менее 30 метров.

Также до будущего очистного сооружения следует отсчитать 3 метра от каждого дерева и 1 метр от каждого кустарника на Вашем участке, чтобы их корни не привели к разрушению конструкции.

Как изготовить слив из автомобильных покрышек

Для строительства выгребной ямы понадобятся следующие инструменты и материалы: автомобильные шины одинакового диаметра, дренажная пластиковая труба, пластиковая крышка для закрытия ямы, штыковая и совковая лопаты, строительная рулетка, садовый бур, полимерная сетка, герметик, электрический лобзик, щебень.

Когда все инструменты и материалы приготовлены, можно приступать к работе. Вначале нужно правильно выбрать место для слива.

Ее нельзя рыть в низко расположенном месте, так как во время дождя она быстро заполнится водой. Затем нужно определиться с размерами сливной ямы. Ее объем должен не только вмещать, но и превышать количество сливаемой туда за сутки воды. В среднем, для устройства ямы потребуется 6-8 покрышек, поэтому надо заранее вымерить ее размеры (ширину и глубину).

Схема укладки выгребной ямы из покрышек.

На месте будущей ямы нужно положить на землю покрышку и обрисовать ее контуры. Котлован должен быть шире диаметра покрышки, поэтому от края обозначенного контура надо отступить 10 см. И затем можно начинать копать углубление. Следует помнить о том, что по отношению к планируемому люку, дно должно быть с небольшим уклоном.

Чтобы легче выкопать яму, лучше пользоваться штыковой лопатой, ей удобно копать вертикальные стены и рыхлить грунт, а вот извлекать его на поверхность лучше совковой лопатой. Работа по рытью ямы может занять несколько дней.

Когда котлован выкопан, нужно в его центре с помощью садового бура высверлить дренажную скважину на глубину 2-3 м. Назначение этой скважины заключается в том, что благодаря ей сточные воды не будут застаиваться в яме, а пройдут сквозь грунтовые водоупорные слои.

Далее в скважину надо будет вставить дренажную трубу из пластика, предварительно проделав в ней отверстия для прохождения воды. Длина трубы зависит от глубины скважины с учетом того, что ее верхняя часть должна возвышаться над дном котлована на 1 м. Благодаря возвышению твердые отходы не попадут внутрь скважины и не засорят собой трубу. Для большей защиты от них можно накрыть полимерной сеткой верхушку трубы. На дно сливной ямы следует насыпать слой щебня толщиной 10 см.

Схема простейшего устройства сливной ямы из покрышек с переливом .

Перед тем как укладывать в котлован покрышки, их нужно подготовить. Во избежание скапливания отходов внутри шин, необходимо с каждой покрышки срезать электролобзиком внутреннюю часть обода. В той покрышке, к которой подведется впускная труба канализации, надо сделать отверстие для этой трубы. А затем можно укладывать покрышки одну на другую. Самая верхняя из шин должна немного возвышаться над уровнем земли.

На места соединения покрышек друг с другом для лучшей гидроизоляции нужно нанести герметик. Пространство между покрышками и стенами ямы необходимо засыпать щебнем или образовавшимся при рытье ямы грунтом.

Сливную яму следует закрыть сверху пластиковой крышкой, чтобы внутрь слива не попадала дождевая вода, обеспечив в крышке открывающуюся герметичную дверцу для наблюдения за заполнением ямы. Остальную часть крышки надо засыпать слоем земли и для красоты засадить образовавшийся холмик травой или цветами.

Выводы и полезные советы

Основываясь на собственном опыте, консультанты сайта santehnikportal.ru подготовили несколько полезных советов:

  1. Покрышки разместите таким способом, чтобы верхняя слегка возвышалась над поверхностью. Это предотвратит переполнение ямы при поступлении в нее талых вод.
  2. Отверстие под трубу лучше сделать непосредственно во время укладки шин, чтобы точнее определить оптимальный уровень заглубления трубы.
  3. Зазор между автошинами и стенками котлована засыпьте щебнем во время возведения конструкции, а не после того, как введены все покрышки.
  4. Под верхнюю крышку установите вентиляционный патрубок высотой 60 сантиметров.

Большинство пользователей смонтировавших подобную яму на своих участках, положительно отзываются о простоте и удобстве подобной канализационной системы. В случае если на даче не живут постоянно, а бывают лишь наездами, тогда можно использовать покрышки небольшого диаметра. При монтаже выгребной ямы во дворе частного дома необходимо взять шины большего диаметра, либо использовать другую канализационную систему.

Главные аргументы в пользу сливного колодца из старых автомобильных покрышек:

  1. Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
  2. Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
  3. Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-15 лет.

Выгребная яма из покрышек своими руками полностью справляется в поставленной задачей. Благодаря ей обеспечивается стабильная работа канализации на дачах или небольших частных домах. И несмотря на то, что ее потенциал ограничен обслуживанием малого количества людей, малые финансовые затраты и скорость сооружения данной конструкции делают ее весьма конкурентоспособной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий