Баллоны для пропан-бутановой смеси
PBT находится в баллонах под давлением в десять раз ниже, чем требуется для хранения сжатых газов. Благодаря этому упрощается технология производства, снижается металлоемкость цилиндров. Однако к ним также предъявляются строгие требования.
Для пропан-бутановой смеси предусмотрены стальные сварные баллоны объемом 5, 12, 27, 50 литров, которые рассчитаны на внутреннее давление до 1,6 МПа.
также возможно их хранение в композитных баллонах, рассчитанных на 2,0 МПа. Конструкция, форма и размеры каждой части цилиндра определяются государственными техническими стандартами.Новые композитные баллоны с 20-летним сроком службы и 5-летним интервалом между испытаниями стали альтернативой традиционным стальным баллонам
Согласно ГОСТ 15860-84 цилиндрический элемент цилиндра (обечайка), днище и опорные кольца изготовлены из высокопрочных сталей. На поверхности не должно быть трещин, полостей и других дефектов, уменьшающих толщину стены.
Дно изготавливается методом горячего или холодного литья. Между собой элементы соединяются сваркой. Запорные устройства установлены в горловине цилиндра. Для полной герметизации соединения используется либо свинцовый глет, либо красный шнур.
Защитные колпачки могут быть из стали и чугуна с резьбовыми или нерезьбовыми соединениями. Главное требование к ним – возможность обеспечить надежную защиту запорного устройства.
Полный баллон должен быть:
- прочный;
- запечатанный;
- без деформации.
Снаружи баллон окрашен красной эмалью, устойчивой к атмосферным воздействиям. Название содержимого «Пропан» написано белой эмалью в центре цилиндрической части корпуса. Несоответствие надписи и цвета установленному стандарту является причиной брака баллона.Каждый баллон на воротнике или на горловине должен иметь табличку с указанием производителя, даты изготовления и испытаний, технических характеристик
Согласно ГОСТ Р 55559-2013 композитный цилиндр состоит из внутренней герметизирующей оболочки (футеровки), на которую наматывается композитный материал. Допускаются и другие технические решения. Цвет составного баллона также красный.
Баллон снабжен запорной и предохранительной арматурой, в том числе предохранительными устройствами от повышения давления и температуры, что повышает безопасность.
При использовании баллонов из композитных материалов необходимо учитывать принцип действия предохранительных устройств. Если баллон переполняется или газ расширяется из-за повышения температуры, его избыток выходит наружу. Это может привести к увеличению концентрации газа в помещении, где находится баллон.Детектор утечки со звуковой сигнализацией, установленный на стене на кухне или другом газифицированном помещении, поможет предотвратить чрезмерную концентрацию газа
Перед отправкой баллонов в продажу производители проводят приемочные испытания. В дальнейшем как стальные, так и композитные баллоны придется проходить технический осмотр каждые 5 лет.
Каждый баллон снабжен паспортом, в котором указаны его технические характеристики и сроки проведения технического осмотра.
LPG для водяного отопления
Проточные водонагреватели и газовые водонагреватели (бойлеры), такие как отопительные котлы, могут работать на пропан-бутане. Перевод с основного газа на сжиженный также происходит путем замены форсунок горелки. В продаже есть модели, укомплектованные наборами LPG от производителя. Подключение к газовым баллонам осуществляется через редуктор.
Колонка устанавливается в нежилом помещении с вентиляцией и вытяжкой. Минимальное расстояние от газового водонагревателя до окружающих объектов определяется правилами и должно соблюдаться из соображений безопасности. Установка в ванной запрещена.
Оснащение котлов и котлов устройствами автоматического регулирования и регулирования повышает их эффективность и безопасность. Современные модели имеют системы защиты от перегрева и защиты от безводного возгорания, контроль пламени. Светодиодный дисплей отображает важную информацию, например, температуру воды, поступающей в краны.
Перевести на газ можно любую машину
Оснастить газовым оборудованием можно всё что угодно, однако в ряде случаев в этом нет смысла. К примеру, для малогабаритных автомобилей это нецелесообразно: расход у них и так небольшой, и баллон часто негде разместить. Не стоит переоборудовать и новые машины: можно лишиться гарантии на мотор из-за применения нерекомендованного топлива, на кузов (сверлили, перегрузили) и на электрику, в которую вмешались.
Дизельные автомобили также лучше не трогать. Для самовоспламенения газовой смеси требуется запальная доза дизтоплива — такие системы сложны и дороги. Не стоит переходить на газ, если часто используете весь полезный объём салона и багажника — оборудование съест много места, а также сократит возможности трансформации салона.
Разрешена ли перевозка газовых баллонов
Перевозка пропана, кислорода, а также аргона и некоторых других газов в сжатом виде в легковом автомобиле допускается. Но существует немало оговорок, которые при этом следует соблюсти. Связано это с тем, что сжатый кислород, как и прочие газы, находясь под высоким давлением, представляет собой груз, относящийся к категории опасных. Законодательно право на такие перевозки зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957).
Эти документы позволяют определить, сколько газовых баллонов можно перевозить без разрешения в зависимости от категории их содержимого. А в разъяснении, изданном Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (№ 13/2–121 от 26.07.2006) конкретизируется возможность осуществлять перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
Положительный или отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли перевозить газовый баллон в легковом автомобиле, зависит от целого ряда факторов. Таковыми являются: содержимое газобаллона, «соседство», в котором ему придется находиться в процессе транспортировки, размещение и фиксация газобаллонов в автомобиле и др. Имеется свод правил, регламентирующих возможность перевозки в каждом конкретном случае.
Правила перевозки газовых баллонов
Прежде чем думать, как перевезти газовый баллон в легковом автомобиле, нужно убедиться в исправности его самого и позаботиться о том, чтобы избежать подозрений в нарушении закона со стороны сотрудников ГИБДД. Для этого после заправки емкости сжатым газом ее нужно обязательно проверять на герметичность. А на каждый заправленный газобаллон необходимо нанести маркировку в виде надписи, содержащей название транспортируемого газа и знаки его опасности. Основные правила транспортировки газовых баллонов заключаются в следующем:
- перед началом перевозки полагается проверить на исправность целостность баллона с газом, его заглушек и арматуры;
- перевозка газовых баллонов автомобильным транспортом допустима исключительно в багажнике ТС, но не в салоне;
- в багажнике автомобиля каждую емкость со сжатым газом следует жестко фиксировать так, чтобы избежать возможности ее перемещения. Использовать для этого допустимо веревочные крепления, деревянные бруски с гнездами соответствующих размеров, резиновые кольца. Выбор в пользу того или иного средства крепления должен в первую очередь зависеть от качества дорожного покрытия;
- расположение газобаллонов в автомобиле должно быть горизонтальным, каждый их ряд может состоять не более чем из 3 единиц. Общее количество емкостей (и их масса) не должно превышать предельно допустимую грузоподъемность автомобиля. Направление расположения вентилей газобаллонов – в сторону салона;
- в багажнике не должны находиться предметы, перемещение которых в процессе движения автомобиля может привести к ударам по баллонам с газом;
- вместе с газобаллонами в багажнике автомобиля запрещено транспортировать взрывчатые и/или легковоспламеняющиеся объекты.
Дополнительные ограничения, которые необходимо соблюдать, чтобы не допустить взрыв газового баллона в автомобиле:
- запрещено превышать предельно допустимую норму для наполнения баллона сжатым газом;
- не рекомендуется перевозить газобаллоны в жаркие летние дни, поскольку сжатые газы могут реагировать на чрезмерное повышение температуры снаружи емкостей;
- нельзя курить в непосредственной близости от автомобиля, загруженного баллонами со сжатым газом;
- запрещено останавливать транспортное средство возле мест возгорания объектов (т. е. открытого пламени).
Очистка газов
Чаще всего газ очищают от примесей, пропуская его через поглотительные сосуды, содержащие соответствующие жидкие и твердые поглотители. Эффективность поглощения компонентов газовой смеси жидкими поглотителями существенно зависит от поверхности и времени соприкосновения газа с поглотителем. Для увеличения поверхности соприкосновения используют центробежную мешалку, через отверстие в оси которой подводится газ, распределяющийся в жидкости.
Особенно тесный контакт между жидкостью и газом достигается при проведении тонкого вспенивания. Газ продавливают через газопромыватель со стеклянной пористой пластинкой в жидкость, содержащую пенообразователь (0,1% раствор натриевой соли желчной или гидрокоричной кислоты, 0,1% раствор NaOH, 0,1% раствор СН3СООН). Подбором пенообразователя и его концентрации можно изменить устойчивость пены.
При анализе газов в качестве поглотительных сосудов применяют пипетки Гемпеля (рис. 146) с двумя и четырьмя шарами (для жидких поглотителей), с одним и тремя шарами (для твердых поглотителей). Пользуясь уравнительной склянкой 2, набирают в газовую бюретку 1 пробу газа, отмеряют объем взятой пробы, затем газ переводят в пипетку Гемпеля. Непоглощенную часть газовой пробы возвращают в бюретку, где измеряют ее объем. По разности объемов до и после поглощения находят объем поглощенного компонента.
Для очистки газов пропусканием через слой твердого поглотителя применяют те же устройства, что и для осушения газов.
Безопасность отопления и ГВС на баллоном газе
При отсутствии доступа к централизованному газоснабжению в качестве топлива для автономных систем отопления и водонагревательных приборов может применяться сжиженный газ. Он дешевле электроэнергии. В отличие от дров, угля или дизеля не загрязняет воздух твердыми продуктами сгорания, то есть является более экологичным.
Вместо баллонов в частных домовладениях можно использовать газгольдеры объемом до 20000 литров, если не возникнет проблем с их заправкой
При организации системы отопления и горячего водоснабжения на СУГ необходимо учитывать требования СНиП 42-01-2002.
Кроме баллонов (50 л) используется следующее оборудование:
- газовый котел;
- редукторы;
- запорная арматура;
- компоненты газопровода;
- радиаторы.
Котел может быть одно- или двухконтурным, но обязательно с горелкой для сжиженного газа. Если баллонный газ – это временное решение и дом планируется подключать к централизованному газоснабжению, рационально купить котел для магистрального газа и дополнительное оборудование для СУГ. Двухконтурный котел обеспечит одновременно и ГВС и обогрев помещений.
Возможна установка высокоэффективного конденсационного котла, оснащенного двумя теплообменниками для нагрева теплоносителя и горячего водоснабжения. В таком котле образующийся при сгорании газа водяной пар преобразуется в жидкость, что позволяет получать дополнительную тепловую энергию.
Мощность котла выбирают исходя из площади отапливаемого помещения и отдают предпочтение моделям с более высоким КПД.
К газовым котлам подключается несколько газовых баллонов, что увеличивает суммарный объем газа и продлевает интервал между заправками
Одновременно используются несколько наиболее вместительных 50-литровых баллонов, объединенных в единую батарею. Баллоны размещаются в металлических, вентилируемых шкафах на улице с северной стороны дома, во избежание нагрева солнечным излучением. Другой вариант – отдельно стоящее нежилое помещение.
Чтобы при сильных морозах давление в системе не падало, шкафы необходимо утеплить негорючими материалами, а в помещении обеспечить минимальный обогрев.
Важно проследить, чтобы расстояние от котла составляло не менее 2 метров и к оборудованию был свободный доступ для осмотра. Рядом с газовым оборудованием не должно быть сливных ям, погребов, подвалов, канав. Газификация подвальных и цокольных помещений запрещена
Газификация подвальных и цокольных помещений запрещена.
Баллоны подключаются к газопроводу через газовый редуктор, который позволяет регулировать давление газа при его отборе. Он может быть отдельным для каждого баллона либо общим для всех.
Цвет редуктора должен соответствовать цвету баллона, то есть быть красным (для пропан-бутана). Нельзя допускать его засорения, иначе может повыситься давление и выйти из строя оборудование. Раз в неделю редуктор проверятся на наличие самотека и работоспособность предохранительного клапана.
При объединении баллонов в единую батарею рационально использовать рампу для стабилизации давления, состоящую из модуля соединения, редуктора, фильтра, клапана, стабилизатора
Для создания газопровода используются стальные трубы со стенками толщиной не меньше 2 мм. Участок трубы, который проходит через стену, помещается в защитный футляр. Для подсоединения к газопроводу отопительного котла может использоваться гибкая подводка. Редуктор подсоединяется к газопроводу с помощью дюритового шланга (резинотканевого рукава).
О том, какую газовую смесь лучше использовать для хранения в газгольдере, подробно написано в следующей статье, с которой мы рекомендуем ознакомиться.
Приобретение
Первым делом встаёт вопрос о том какой баллон лучше использовать
Некоторые до сих пор пользуются старыми стальными резервуарами советского образца. Либо потому, что они достались по наследству от бабушки, либо потому что купить такой баллон можно за копейки или вообще выменять у соседа дяди Васи. Но держать такого монстра в доме не стоит.
И не только из эстетических соображений. Любой металл, как известно, подвержен коррозии, а если баллону уже лет тридцать-сорок, сами понимаете, никто не поручится за его надёжность.
Таким раритетам место на свалке или в музее, а не в доме, где живут люди
В некоторых государствах бывшего СССР, например, в Латвии, их использование вообще запрещено либо допускается после обязательной проверки и сертификации. Поэтому мы советуем отказаться от использования таких баллонов и заменить их современными более безопасными аналогами.
Какие опасности для здоровья связаны со сжатыми газами?
Многие сжатые газы токсичны или очень токсичны. Они могут вызывать различные проблемы со здоровьем в зависимости от конкретного газа, его концентрации, продолжительности воздействия и пути воздействия (вдыхание, попадание в глаза или на кожу). Контакт между кожей или глазом и сжиженными газами в жидкой форме может привести к замерзанию ткани и вызвать ожогоподобную травму. Обучение технике безопасности особенно обучение по обслуживанию сосудов под давлением видится весьма актуальным.
В чем опасность инертного газа?
Инертные газы, такие как аргон, гелий, неон и азот, не токсичны, не горят и не взрываются. Тем не менее, они могут привести к травме или смерти, если они присутствуют в достаточно высоких концентрациях. Они могут вытеснить достаточно воздуха, чтобы снизить уровень кислорода. Если уровень кислорода достаточно низок, люди, попадающие в зону, могут потерять сознание или умереть от удушья. Низкие уровни кислорода могут быть особенно проблемой в плохо проветриваемых замкнутых пространствах.
Каковы коррозионные опасности сжатых газов?
Некоторые сжатые газы едкие. Они могут сжечь и разрушить ткани тела при контакте. Коррозионные газы также могут атаковать и разъедать металлы. Обычные едкие газы включают аммиак, хлористый водород, хлор и метиламин.
Какие опасности давления связаны с баллонами со сжатым газом?
Все сжатые газы опасны из-за высокого давления внутри баллонов. Газ может быть выпущен преднамеренно, при открытии клапана баллона, или случайно из сломанного или протекающего клапана или из предохранительного устройства. Даже при относительно низком давлении газ может быстро вытекать из открытого или протекающего цилиндра
Именно поэтому так важно производить обучение рабочих на право обслуживания установок с газовыми горелками
Было много случаев, когда поврежденные цилиндры становились неуправляемыми ракетами или вертушками и вызывали тяжелые травмы и повреждения. Эта опасность возникла, когда незащищенные баллоны без крышки были опрокинуты, что привело к поломке клапана баллона и быстрому выходу газа высокого давления.
Большинство цилиндровых клапанов ограничивают скорость выделения газа и уменьшают скорость цилиндра. Этот предел может препятствовать «ракетному движению» более крупных и тяжелых цилиндров, хотя более маленькие или более легкие цилиндры могут взлететь
Учитывая это важно к обслуживанию газоиспользующего оборудования допускать лишь обученного слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования
Хранение газовых баллонов на стройплощадке
К проведению работ со взрывоопасными емкостями допускаются исключительно обученные люди. В строительной сфере «уникальные» правила больше связаны с их транспортировкой. Дело в том, что тут много рельефных неровностей и прочих нюансов!
- Переносить баллоны разрешается исключительно на специально оборудованных носилках или тележках. К пустым это тоже относится!
- Обязательно соблюдать все меры безопасности, чтобы исключить механические повреждения резервуаров.
- Не забывать про наличие специальных защитных колпачков на емкостях с газом.
- Мобильные установки инфракрасного излучения с горелками на газу можно монтировать так, чтобы в радиусе 150 сантиметров не было приборов отопления. И хотя бы метр от включателей, розеток и любых электроприборов.
Недостатки сжиженного газа
Взрывоопасность
При испарении 1 л сжиженного газа образуется около 250л газообразного. Таким образом, даже незначительная утечка может быть очень опасной, так как объем газа при испарении увеличивается в 250 раз.
Этот недостаток может проявиться при неправильной установке газобаллонного оборудования или несоблюдении автовладельцем правил эксплуатации такой аппаратуры. Для возгорания газа необходима более высокая концентрация этого вещества в воздухе, чем бензина. Однако повышенная летучесть газа позволяет опасному количеству накапливаться быстрее и в больших объемах. В движущемся автомобиле такая концентрация возникнуть не может, но в любом случае, при обнаружении характерного запаха водителю следует перекрыть подачу газа в двигатель и продолжать движение на бензине. Ставить при обнаружении утечки газа машину в гараж недопустимо.
Проверить герметичность газобаллонной аппаратуры можно, нанеся кистью мыльный раствор в места соединений трубопроводов. Если в таких местах появляются мыльные пузыри — автомобилю прямой путь на сервисную станцию. Ремонтировать газовое оборудование самостоятельно запрещается. Каждые два года установленная на машине газобаллонная аппаратура должна проходить освидетельствование специалистов. Исправное газовое оборудование полностью герметично. На каждом трубопроводе, отходящем от баллона, устанавливаются как минимум три независимых друг от друга запорных устройства.
Одорация
Поскольку газ не обладает запахом, то для определения негерметичности системы в газ добавляются в определенной пропорции особые вещества – меркаптаны. По своей химической структуре они похожи на алкогольные вещества, общая формула которых R-SH. Наличие этих веществ даже в небольших количествах чувствуется благодаря их неприятному запаху – если в закрытом автомобиле есть запах «газа», значит, система негерметична, и эксплуатировать такой автомобиль небезопасно. Сернистые соединения одоранта и самого газа снижают долговечность работы редуктора вследствие интенсивного старения мембран, резиновых уплотнений и вызывают коррозию трубопроводов.
Заправка топливного баллона
Полностью заполнять топливный баллон газом нельзя, поскольку даже небольшой рост окружающей температуры ведет к существенному повышению давления в баллоне. Поэтому при заправке топливного резервуара на 80% специальное устройство газовой аппаратуры автоматически перекрывает заправочный канал.
Нежелательная эксплуатация в условиях жаркого климата
Жаркий климат — не лучший для эксплуатации автомобилей на газовом топливе. В таких условиях, чтобы уменьшить давление в топливном резервуаре, баллон надо немного «выездить», прежде чем машина будет поставлена на стоянку.
Снижение мощности
По причине более низкой теплоты сгорания газово-воздушной смеси по сравнению со смесью воздуха и жидкого топлива наблюдается некоторое падение мощности двигателя — примерно на 10%. Однако существенного влияния на динамические характеристики автомобиля это не оказывает и, к тому же, это можно частично устранить, если установить угол опережения зажигания на 3-5° раньше.
Травмоопасность
Сжиженный газ, попав на кожу человека при низкой температуре воздуха, может вызывать обморожение.
Кроме всего вышесказанного можно отметить необходимость более частой замены воздушных фильтров. Детали для газобаллонного оборудования пока найти труднее, чем для системы питания жидким топливом. Топливный резервуар занимает некоторую часть багажника. Наконец, у машины, работающей на газе, иногда возникают проблемы с запуском холодного двигателя.
Недостатки
Негативные момент использования не удалось решить за все время использования и среди них стоит отметить следующие моменты:
- Возникает большая вероятность загазованности помещения при использовании, так что в закрытых комнатах применение крайне не рекомендуется;
- Хранение и использование обусловлено множеством правил техники безопасности;
- Большой уровень взрывоопасности газа;
- Вероятность прожога и перегрева при работе с тонкими материалами из-за высокой температуры.
Виды баллонов
Ацетиленовый баллон, с учетом всех опасностей использования, должен производиться согласно принятым стандартам. По этой причине, все разновидности обладают различиями в емкости, тогда как структура везде практически одинаковая. Выделяют такие разновидности как 5, 10, 20, 40 и 50 литров. Ниже приведены технические параметры по некоторым из них, сделанным согласно ГОСТ 949-73.
Ацетиленовый баллон 5 литров
Ацетиленовый баллон 10 литров
Ацетиленовый баллон 40 литров
Устройство баллона с ацетиленом
Устройство ацетиленового баллона отличается не только наличием пористого вещества с ацетоном внутри. Вентиль производится из стали, так как этот металл может применяться тут совершенно безопасно, в отличие от медных и серебряных деталей. Для открытия и закрытия вентиля использую торцовый ключ. В вентиле отсутствует штуцер. Для соединения редуктора имеется специальный хомут с болтом.
Корпус мало чем отличается от других баллонов. Их производят из бесшовной трубы, толщина стенок которой составляет около 8 мм. Это полностью герметичные емкости, единственным выходом из которых является вентиль. В его конструкции применяются материалы, снижающие опасность взрыва.
Требования к баллонам с ацетиленом
Изделие должно проходить периодическую проверку, которая осуществляется, как минимум, один раз в пять лет. Изделие должно выдерживать более 2,5 атмосфер давления. Давление ацетилена в баллоне ниже этого значения, но должен быть определенный запас на непредвиденный случай. Корпус изделия должен быть выкрашен в белый цвет, а поверх него красным цветом выкрашивается надпись с названием газа. Ацетилен в баллонах лучше держать в растворенном состоянии, для чего внутри них обязательно должно быть вещество с пористой структурой, пропитанное ацетоном. Это существенно снижает вероятность взрыва емкости.
Инструкция по заправке
Есть большой риск взрыва, а также наблюдается очень малая эффективность при перекачке газа с одного баллона в другой, из-за необходимости растворения, которое осуществляется нормально только под большим давлением. Ацетилен в баллонах, которые были заправлены перекачкой, очень быстро заканчивается.
Транспортировка и хранение
Перевозка изделий осуществляется только на тех транспортных средствах, на которых имеются рессоры. Нельзя везти вместе горючий газ и кислород. Во время укладки перед перевозкой нужно убедиться, что все емкости лежат вентилями в одну сторону. Они должны упираться в специальные прокладки, на которых имеются вырезы, фиксирующие от перекатывания. Если в баллонах находится сжиженный газ, то они обязательно должны стоять в вертикальном положении с направленным вверх вентилем. В кузове не должно быть мусора и посторонних предметов при погрузке и перевозке. Во время погрузки и выгрузки следует исключить удары и падения.
Летом нужно защищать изделия от воздействия прямых солнечных лучей. Во хранения колпаки должны быть повернуты до упора. Если баллон хранится на открытом воздухе, то его нужно уберечь от осадков при помощи навеса. Если хранение осуществляется в помещении, то должно быть обеспечено проветривание.
Эксплуатация
Во время работы изделия должны быть крепко закреплены на одном месте в вертикальном положении. Также нужно обеспечить защиту от попадания в вентиль масло. Кислородный баллон должен находиться как можно дальше от ацетиленового и при этом располагается в горизонтальном положении. Источник пламени необходимо располагать, как минимум, на расстоянии в 5 метров и емкости с газом. Минимальное расстояние от приборов отопления составляет 1 метр.
Похожие вопросы
- Все категории
- экономические42,937
- гуманитарные33,442
- юридические17,874
- школьный раздел598,323
- разное16,715
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Это интересно: Газовая горелка из паяльной лампы своими руками: пошаговый инструктаж по сборке самоделки
Пункт 540
«При эксплуатации, наполнении, хранении и транспортировании баллонов, изготовленных из металлокомпозитных и композитных материалов, должны быть выполнены дополнительные требования, установленные разработчиком проекта и (или) изготовителем баллона и указанные в руководстве (инструкции) по эксплуатации и иной документации изготовителя»
Пояснения: Если вы используете композитные баллоны, то на основе паспорта необходимо составить проект или другую документацию по эксплуатации. Как и что там писать – это уже дело каждого отдельного предприятия, но эта документация обязательно должна быть.
Заключение
Подытоживая вышеперечисленное, еще раз отметим, что каждое предприятие, работающее с промышленными газами, обязательно должно ознакомиться с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности по газам и соблюдать эти нормы не только чтобы избежать крупных штрафов, но и чтобы обезопасить своих работников от несчастных случаев и происшествий.
Любая авария, любой больничный — это прямые убытки и ущерб работе компании, и в данном случае потратить время и силы на обеспечение стабильности деятельности будет более чем оправданным вложением.
Также рекомендуем вам внимательно относиться к поставщикам газов — если организации не соблюдает требования по эксплуатации и транспортировке баллонов, стоит задуматься о безопасности их продукции и качестве представляемых услуг и товаров. К примеру, в компании “Промтехгаз” очень тщательно и строго подходят к соблюдению необходимых норм, что гарантирует безопасность не только для нас, но и для наших клиентов. Мы заинтересованы в стабильной работе наших контрагентов и долгосрочном сотрудничестве.
Применение сжиженного пропан-бутана
Пропан-бутан технический (ПБТ) по классификации ГОСТ Р 52087-2018 относится к категории сжиженных углеводородных газов (LPG). Его получают при переработке нефти. Относительно небольшого увеличения давления достаточно для перехода ПБТ в жидкое состояние. Никакого перепада температуры не требуется.
При нормальной температуре воздуха снижение давления приводит к испарению ПБТ и переходу его в паровую фазу. При заполнении баллонов в них образуется двухфазная система, состоящая одновременно из сжиженного газа и его паров.
Это свойство является преимуществом перед другими типами горючих газов: они хранят и транспортируют пропан-бутановую смесь в жидком состоянии в компактных контейнерах; они используются сразу же как газ, без дальнейшей обработки, что дает потребителю дополнительное удобство.Сжиженный топливный газ в баллонах доставляется потребителям специализированным автотранспортом с обязательным соблюдением правил обращения с опасными грузами
Баллоны с таким же объемом сжиженного пропан-бутана содержат почти в 2 раза больше, чем сжатого метана. По тепловыделению сжиженный ПБТ даже превосходит сжатый метан при том же объемном количестве.
Благодаря снижению расхода металла цилиндры из PBT легче. Все это удешевляет транспортировку, сокращает количество поставок и делает экономически оправданным использование пропан-бутановой смеси в бытовых и промышленных целях.
PBT требуется в населенных пунктах, у которых нет доступа к магистральным трубопроводам. Для приготовления пищи, нагрева воды и теплоносителей в системах отопления используется в частных домах, предприятиях общественного питания и торговли, фермерских хозяйствах, базах отдыха.
Ацетиленовые баллоны
Питание постов газовой сварки и резки ацетиленом от ацетиленовых генераторов связано с рядом неудобств, поэтому в настоящее время большое распространение получило питание постов непосредственно от ацетиленовых баллонов. Они имеют те же размеры, что и кислородный. Ацетиленовый баллон заполняют пористой массой из активированного древесного угля (290- 320 г на 1 дм3 вместимости баллона) или смесь угля, пемзы и инфузорной земли. Массу в баллоне пропитывают ацетоном (225-300 г на 1 дм3 вместимости баллона), в котором хорошо растворяется . Ацетилен, растворяясь в ацетоне и находясь в порах пористой массы, становится взрывобезопасным и его можно хранить в баллоне под давлением 2,5-3 МПа. Пористая масса должна иметь максимальную пористость, вести себя инертно по отношению к металлу баллона, ацетилену и ацетону, не давать в процессе эксплуатации. В настоящее время в качестве пористой массы применяют активированный древесный дробленый уголь (ГОСТ 6217-74) с размером зерен от 1 до 3,5 мм.Ацетон (химическая формула СН3СОСН3) является одним из лучших растворителей ацетилена, он пропитывает пористую массу и при наполнении баллонов ацетиленом растворяет его. Ацетилен, доставляемый потребителям в баллонах, называется растворенным ацетиленом.
Рисунок 2 – Ацетиленовый баллон
Максимальное давление ацетилена в баллоне составляет 3 МПа. Давление ацетилена в полностью наполненном баллоне изменяется при изменении температуры:
Температура, °С | -5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | |
Давление, МПа | 1,34 | 1,4 | 1,5 | 1,65 | 1,8 | 1,9 | 2,15 | 2,35 | 2,6 | 3,0 |
Давление наполненных баллонов не должно превышать при 20°С 1,9 МПа.
При открывании вентиля баллона ацетилен выделяется из ацетона и в виде газа поступает через редуктор и шланг в горелку или резак. Ацетон остается в порах пористой массы и растворяет новые порции ацетилена при последующих наполнениях баллона газом. Для уменьшения потерь ацетона во время работы необходимо ацетиленовые баллоны держать в вертикальном положении. При нормальном атмосферном давлении и 20°С в 1 кг (л) ацетона растворяется 28 кг (л) ацетилена. Растворимость ацетилена в ацетоне увеличивается примерно прямо пропорционально с увеличением давления и уменьшается с понижением температуры.
Для полного использования емкости баллона порожние ацетиленовые баллоны рекомендуется хранить в горизонтальном положении, так как это способствует равномерному распределению ацетона по всему объему, и с плотно закрытыми вентилями. При отборе ацетилена из баллона он уносит часть ацетона в виде паров. Это уменьшает количество ацетилена в баллоне при следующих наполнениях. Для уменьшения потерь ацетона из баллона ацетилен необходимо отбирать со скоростью не более 1700 дм3/ч.
Для определения количества ацетилена баллон взвешивают до и после наполнения газом и по разнице определяют количество находящегося в баллоне ацетилена в кг.
Масса пустого ацетиленового баллона складывается из массы самого баллона, пористой массы и ацетона. При отборе ацетилена из баллона вместе с газом расходуется 30- 40 г ацетона на 1 м3 ацетилена. При отборе ацетилена из баллона необходимо следить за тем, чтобы в баллоне остаточное давление было не менее 0,05-0,1 МПа.
Использование ацетиленовых баллонов вместо ацетиленовых генераторов дает ряд преимуществ: компактность и простота обслуживания сварочной установки, безопасность и улучшение условий работы, повышение производительности труда газосварщиков. Кроме того, растворенный ацетилен содержит меньшее количество посторонних примесей, чем ацетилен, получаемый из ацетиленовых генераторов.
Причинами взрыва ацетиленовых баллонов могут быть резкие толчки и удары, сильный нагрев (свыше 40°С).
Пункт 520
«Наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми, сжиженными и растворимыми газами, обязаны вести журнал наполнения баллонов, в котором, в частности, должны быть указаны:
а) дата наполнения;
б) номер баллона;
в) дата освидетельствования;
г) масса газа (сжиженного) в баллоне, кг;
д) подпись, фамилия и инициалы лица, наполнившего баллон…»
Пояснения: Крайне полезный пункт для выбора поставщика и о том, как определить его добросовестность и уровень профессионализма
На баллоне должны быть указаны все вышеописанные пункты, это важное правило. Если чего-то не хватает, значит, компания работает с нарушениями и ее лучше обойти стороной