Выбор покрышек для септика и другие материалы
Желательно, чтобы они были большого диаметра и максимальной ширины – от большегрузных автомобилей – на грузовых шиномонтажах их достаточно. Количество зависит от ширины покрышек. Желательно, чтобы их суммарная высота была 2 – 2,5 м. Для верхней части понадобятся 2 – 3 ската меньшего диаметра, но пожестче.
Если же вы планируете делать септик с переливом во второй (третий) колодец, то количество покрышек увеличьте сообразно задаче.
Также понадобится около 1 куба щебня крупной фракции, с полкуба жирной глины, песок, стальная труба диаметром 100 – 120 мм, канализационный люк в сборе. Не лишним будет иметь обрезки полудюймовой полипропиленовой трубы длиной 15 – 20 см в количестве по 3 или 4 шт. на каждый стык между скатами, расположенными ниже сливной трубы.
Если планируется септик с переливом, то понадобится ж/б тротуарная плита размерами, превышающими внутренний диаметр верхней покрышки, которой нужно будет закрыть приемный колодец, и кусок геомембраны (или заменяющего ее материала) габаритами больше диаметра верхних покрышек приблизительно на 100 мм.
Для резки покрышек может понадобиться мощный острый нож, болгарка с кругом для металла 125 – 150 мм и (или) электролобзик с пилочкой для этого же материала, шуруповерт, саморезы.
Выбираем место будущего строительства
Автомобильные шины — недорогой и прочный материал для постройки выгребных ям
Устанавливая негерметичную выгребную яму на загородном участке, следует понимать, что сооружения такого типа являются небезопасными для окружающей среды, поэтому при выборе места строительства следует придерживаться санитарных норм и СНиП. Согласно им:
- Расстояние до границы участка ваших соседей должно быть не менее 1м (по подземной части сооружения).
- Если на вашем или соседнем участке есть источники питьевой воды (колодец или скважина), то выгребная яма должна отстоять от них не менее чем на 30м.
- При необходимости постройки сточной канализационной ёмкости рядом со строением, учитываются следующие факторы: при объёме фильтрационного колодца (а выгребная яма из шин есть не что иное, как фильтрационное сооружение) до 3 кубических метров, расстояние до фундамента должно составлять не менее 3м, при ёмкости в 5м3 и более – не менее 5м. При многоэтажном строительстве требуется обязательное армирование стенок ямы.
- Глубина днища выгребного колодца должна быть как минимум на 1м выше уровня грунтовых вод.
При выборе места под выгребную яму следует учитывать и уклон местности, не допуская возможности её затопления паводковыми или ливневыми водами.
При обустройстве выгребной ямы важно правильно выбрать место будущего строительства
Какой объем потребуется
Для частного загородного дома конструкция из покрышек является слишком маловместительной. Если несколько человек регулярно пользуются ванной, туалетом и кухней, то используется 200 литров жидкости на каждого.
Такой септик своими руками можно смонтировать для бани. Если в него будут сливаться только «чистые» стоки (жидкость с мыльными растворами), то колодец будет работать автономно. Для этого его не стоит делать герметичным. Вместо резинового основания под дно укладывается подушка из песка, щебня и гравия. Фильтрационный слой будет задерживать минимальные загрязнения, а чистая вода уйдет в грунт. При этом колодец будет работать без откачки. Конструкция актуальна, если в бане нет туалета.
Автономная канализация без откачки также возможна для дачного домика на 1-2 человек. Сезонное пребывание, отсутствие крупной техники и ванны дает возможность пользоваться таким «резиновым» колодцем без проблем. Но если дача побольше, на ней проживают круглый год, то лучше продумать более надежный вариант септика. Канализация из шин быстро придет в негодность.
Устройство выгребной ямы из старых покрышек
Для строительства подобной конструкции необходимо найти несколько использованных покрышек большегрузных автомобилей или тракторов. Затем на определенную глубину выкопать яму, которая должна быть немного шире диаметра покрышек.
Далее, рекомендуется снаружи и внутри обработать стыки покрышек гидроизоляционным составом. Лучше всего для этого подойдут материалы на битумной основе. Замазывать швы раствором из цемента и песка не следует, так как устройство не будет иметь жесткой формы, и смесь выпадет из щелей.
Котлован под выгребную яму из покрышек
Снаружи, желательно, полученную емкость обмотать рубероидом и приклеить его с помощью горячего битума. Затем, яму нужно засыпать землей или смесью песка и гравия. Если есть возможность, то такую же смесь нужно уложить на дно ямы толщиной около одного метра. Это будет естественный своеобразный фильтр, который немного уменьшит загрязнение почвы. Для верхней покрышки нужно изготовить и установить люк.
Перед засыпкой грунтом ямы следует установить в нее вводную трубу из дома диаметром 100 миллиметров. Для того чтобы сделать отверстие в покрышке для трубы, необходимо будет проявить смекалку и сообразительность. Для этого можно использовать болгарку и большой острый нож. Покрышки, особенно тракторов очень прочны.
Подвод трубы в выгребную яму
Требования по размещению выгребной ямы на участке
Выгребная яма должна располагаться от жилого дома на расстоянии не меньше 5 метров. А расстояние от водопровода до выгребной ямы должно составлять не менее 30 метров. Иначе источники питьевой воды могут быть отравлены. До границы участка это расстояние составляет не меньше 2 метров.
В этом случае необходимо для канализации строить септик с изолированным дном и дополнительным фильтром.
Выгребная яма должна иметь удобный проезд для ассенизаторской машины, потому что периодически, по мере заполнения, нужно будет удалять из нее отходы. С каждым годом эту процедуру нужно будет делать все чаще.
Для того чтобы неприятные запахи от ямы не распространялись по участку загородного дома следует сделать вентиляцию с помощью трубы и расположить ее как можно выше. По правилам высота вентиляционной трубы должна находиться в пределах 4 метров.
Выгребная яма с переливом
Для уменьшения частоты откачки стоков и отходов используется выгребная яма с переливом. Она состоит из двух частей. Из первой емкости должна выходить труба во вторую часть ямы, или нужно сделать отверстия в стене первой. Когда первая часть выгребной ямы заполнится, то сточные воды пойдут в следующую часть устройства.
Вторую часть ямы лучше делать из старого кирпича, который обойдется намного дешевле новых изделий. А вместо отверстий для слива воды в стене можно в определенных местах кирпич не ставить, то есть расположить в шахматном порядке. Дно второй емкости следует сделать из слоя песка и щебня, которые будут дополнительным фильтром.
Для постоянного проживания в частном доме или на даче такую яму делать не стоит. Если пребывание людей в доме будет временным или сезонным, то подобный вариант выгребной ямы из покрышек справится с задачей вывода сточных вод и отходов. Стоимость такого устройства значительно меньше, чем строительство септика из бетонных колец и кирпича.
Выгребная яма из старых покрышек автотранспорта имеет много недостатков:
- небольшой срок эксплуатации вследствие быстрого наполнения, не более 10 лет;
- неприятные запахи на участке загородного дома или дачи;
- герметичность резервуара из покрышек будет служить недолго, в результате произойдет заражение участка вредными веществами, которые попадут в почву;
- трудности в ремонте и невозможность демонтажа приведут к тому, что с течением времени подобную систему канализации или новое, более совершенное устройство, придется делать на другом месте.
Выгребная яма из покрышек относительно дешева по сравнению с другими системами канализации. Это ее единственное достоинство, а недостатки не создадут комфортные условия для проживания людям. Лучше один раз потратить деньги на современный септик с биологической очисткой стоков, чем переделывать в будущем выгребную яму.
Целесообразность сливного сборника из автопокрышек
Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.
Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:
- Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
- Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.
Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня
«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:
- Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
- Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
- Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
- Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
- Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.
Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.
Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара
Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:
- объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
- уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
- выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.
Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.
Принцип устройства септика из колес
Септик из колес представляет собой конструкцию, заполняемую стоковой жидкостью. Именно в подобном резервуаре проводится отстаивание канализационной воды и ее бактериальное очищение.
Чтобы сооружение получилось надежным, следует проследить за соблюдением некоторых правил. Учитывая определенные принципы, можно ожидать, что конечный результат будет соответствовать заданным требованиям.
Для изготовления септика нужно использовать целые покрышки
Конструкцию из шин рекомендуется устанавливать при соблюдении ряда условий:
Грунтовые воды должны располагаться не выше глубины 2 м В противном случае пластичному материалу грозят подмывания и сдвиги, иногда происходит деформация изделия
Делая колодец для сливной ямы, следует обратить внимание на состав грунта. Предпочтительнее, чтобы он был супесчаный Подобный состав поможет сделать лучший дренаж жидкости
Яма под канализационный резервуар обязательно должна располагаться ниже точки промерзания почвы
Еще на этапе планирования следует предусмотреть оптимальную глубину
При планировании месторасположения септика важно, чтобы сооружение было удачно размещено относительно дома и водозаборных точек. Оптимальным расстоянием от жилого помещения считается 5 м, а от колодца – не менее 20 м
При соблюдении всех приведенных требований к организации канализации из шин удастся предотвратить возможные экологические проблемы.
Как сделать сливную яму из покрышек
Подготовка
Перед тем, как сделать сливную яму из покрышек своими руками, сначала нужно определиться с типом шин. Можно подобрать покрышки от легковушки, трактора или грузовой машины. Чем мощнее и больше машина, тем тяжелее и больше у неё покрышки.
Если на территории, отведённой под обустройство сливной ямы из колес, очень высоко проходят грунтовые воды, то добиться необходимого объёма колодца можно за счёт укладывания шин самого большого диаметра.
Когда материал подобран, можно приниматься за выкапывание ямы под покрышки. Если вы решили сделать это самостоятельно, то для земляных работ вам понадобится:
- Две разных лопаты (для рыхления и выбирания грунта).
- Рулетка.
- Верёвка и колья для разметки границ ямы.
- Прочная лестница, величиной с предполагаемую глубину ямы.
- Вёдра на верёвке.
Земляные работы
Используйте одну шину в качестве лекала — положите её на место будущей ямы и обрисуйте колышком с отступом в 5-10 см. По этому кольцу и следует копать котлован.
Подготовка котлована под сливную яму из автопокрышек
Когда необходимая глубина будет достигнута, нужно в дне ямы пробить буром узкое отверстие сквозь водоупорные слои, ориентировочно на 3-5 метров. В это отверстие вставляется трубка, которая будет выполнять роль дополнительного дренажа.
В верхней части трубы необходимо сделать много мелких проёмов для забора воды и закрыть их и верхний срез полимерной сеткой. Сетка нужна для защиты от попадания в дренаж крупных частиц. Видимая часть трубы должна быть не менее 1 метра. Всё дно вокруг трубы засыпается на 10 см щебнем крупной фракции.
На фото пример сливной ямы с дренажной трубой
Укладка шин
Шины укладываются друг на друга, а затем скрепляются между собой монтажными хомутами. Чтобы конструкция не протекала, швы между покрышками дополнительно обрабатывают любым герметиком. Верхнюю шину необходимо немного подрезать, чтобы входная труба лежала более устойчиво, а слив жидкости был эффективнее.
Крепление покрышек пластиковыми хомутами
Верхнюю шину нужно расположить так, чтобы она немного возвышалась над уровнем почвы.
Сверху сливную яму из автомобильных покрышек нужно чем-то прикрыть. Лучше если крышка будет сделана из пластика или металла. Чтобы ядовитые газы не скапливались в канализационной яме, в крышку желательно вмонтировать кусок трубы для вентиляции.
Для подведения стоков рекомендуется использовать трубы канализационные ПВХ наружные, диаметром 100 мм. Их укладка проводится ниже уровня промерзания грунта с наклоном в 2 см на метр трубопровода.
Популярные варианты септиков
Септики, собранные из изношенных покрышек, бывают трех видов:
- С фильтрующей системой.
- С отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем.
- С фильтрующей системой и дренажной трубой.
Выбирать конструкцию нужно исходя из объемов сточных вод. Для семьи из трех человек вполне подойдет септик из покрышек с фильтрующей системой. Если семья большая, то такой септик быстро придет в негодность из-за перегруженности, поэтому лучше выбрать вариант с отстойником и фильтрующим колодцем.
№1 — конструкция с фильтрующей системой
Это самый бюджетный способ для тех, кто своими руками замыслил сделать септик из покрышек. Для него достаточно вырыть котлован, подготовить дно и уложить колеса.
Принцип установки несложного сооружения для сточной очистки наглядно и понятно показан на картинке.
Вместительность и связанные с ней рабочие возможности септика будут зависеть от диаметра колес. Лучше брать от крупной техники
Принцип работы прост:
- Стоки попадают в емкость.
- Твердая нерастворимая составляющая стоков не проходит в землю и оседает на поверхности дренажного слоя из щебня.
- Отфильтрованная вода уходит в землю через дренаж.
Минус сооружения в том, что этот вид предназначен для сбора и очищения только серых стоков: воды, загрязненной при приготовлении пищи, ее же из душевой с ванной, от стиральной и посудомоечной машин.
Переработка фекальных масс в подобной конструкции не производится.
Однако если устроить герметичное дно вместо дренирующего слоя и обеспечить герметичность соединения в стенках, этот вариант может служить накопителем для сбора всех видов стоков, которые предстоит регулярно откачивать.
Преимущество этой системы в ее простоте. В качестве обсыпки можно выбрать керамзит, песок и просто обычную землю. К недостаткам относится быстрое образование на дне емкости тягучего илового остатка, который со временем затруднит отток жидкости.
Если это произойдет, придется откачивать септик и чистить дно с последующей заменой гравия. Такой септик нельзя располагать близко от зданий или погребов.
№2 — сооружение с отстойником и фильтрующей системой
Этот вариант сложнее предыдущего, но и долговечнее. Конструкция состоит из двух емкостей. Одна служит для отстаивания сточных вод, а другая для их фильтрации перед попаданием в землю.
От предыдущего варианта этот отличается наличием отстойника с герметичным дном. В нем поступившие по канализационной трубе стоки отстаиваются. Нерастворимая составляющая оседает на дне, а жидкая перемещается в поглотительный колодец для доочистки путем фильтрации через дренажный слой щебня
Принцип работы:
- Сточные воды сливаются по трубе в первую емкость.
- Крупные фракции оседают на дне отстойника.
- Легкие фракции вместе с жидкой составляющей попадают по смежной трубе в фильтрующий колодец.
- Жидкие стоки проходят систему фильтрации из гравия и песка, а затем уходят в землю. На дне поглотительного колодца оседают легкие фракции.
Эта конструкция септика из старых автопокрышек самая экологически чистая и экономически выгодная. Откачку из нее нужно будет проводить не чаще 4-5 раз в год. При этом если септик постоянно используется, его ненужно дополнительно утеплять.
№3 — септик из шин с дренажной трубой
Это не самая удачная конструкция. Наличие дренажной трубы не играет особой роли в работе системы.
В трубе необходимо просверлить отверстия. Для этого нужно использовать дрель со сверлом, соответствующим материалу трубы. Не забывайте охлаждать сверло, иначе оно нагреется и станет хрупким
Принцип работы этой системы самодельного септика:
- Стоки попадают в емкость.
- Нерастворимые нечистоты оседают на щебне.
- Отфильтрованная вода уходит в землю через дренажную трубу и щебень.
Назначение дренажной трубы состоит в том, что чтобы уводить воду, минуя забитое илом дно. Но она также быстро им забивается и служит недолго.
Очистка выгребной из ямы из старых покрышек
Требуется даже при небольшом уровне стоков. Процедуру, как и сооружение ямы, можно проводить самостоятельно, воспользовавшись насосом или, если такое оборудование отсутствует, вооружившись обычной лопатой и ведром. Конечно, содержимое ямы в подобном случае нужно куда-то выливать. Поэтому многие решают эту проблему, обращаясь к профессиональным ассенизаторам.
Когда решено вызывать специалистов, учитывают следующие моменты:
- доступ для проезда спецтехники для откачки нечистот;
- глубину ямы, которая должна позволять шлангу достигать дна.
Таким образом, котлован для качественной очистки заглубляют максимум на 3 метра. Иначе нечистоты не будет до конца выкачены шлангом спецтехники
Важно, сразу обеспечить подъездной путь для транспорта. Чтобы прибегать к услугам ассенизаторов как можно реже, используют биологические или химические препараты
Монтажные работы
Рассмотрим, как должны проходить монтажные работы по строительству ям из старых автопокрышек. Для этого следует запастись необходимым количеством одинаковых по размеру автошин, а также приготовить инструмент – лопаты.
Земельные работы
- На место строительства ямы укладывается покрышка и обрисовывается ее контур.
- От полученной линии делают отступ в 10 см и очерчивают контур будущей ямы. Так определяется диаметр котлована, а вот глубина сливной ямы зависит от того, какой объем резервуара требуется получить. Как правило, для дачной канализации используется 5-7 покрышек, уложенных друг на друга. Высотой этой стопки и определяется глубина котлована, который следует подготовить.
- Начинают работу, используя самые обычные штыковые лопаты. А вот, когда глубина ямы станет такой, что работать будет неудобно, потребуется воспользоваться инструментом на длинных черенках.
- Сначала используется штыковая лопата. Ею производят обработку вертикальных стенок котлована и рыхление грунта на глубине. Затем при помощи совковой лопаты грунт извлекается на поверхность.
Сооружение дренажной скважины
После того, как копка сливных ям завершена, следует в ее центре сделать дренажную скважину. Эта деталь необходима для повышения степени дренирования. Выполняется работа так:
- При помощи садового бура выполняется скважина, ее глубина может достигать 5 метров.
- В скважину опускают дренажную трубу (трубу из пластика с отверстиями для прохождения воды).
- При этом верхняя часть трубы должна выступать над уровнем дна ямы примерно на метр. Это необходимо для того, чтобы твердые отходы не попадали в дренажную скважину. С этой же целью верх трубы накрывают полимерной сеткой.
- На дно ямы насыпают десятисантиметровый слой щебня.
Подготовка покрышек и их укладка
Выбор покрышек зависит от требуемого объема сливной ямы. Если расход воды небольшой, то можно использовать покрышки от легкового автомобиля. Для изготовления более объемного резервуара нужна резина от грузовика или спецтехники.
Разумеется, не требуется покупать новую резину, в этом случае, строительство сливной ямы влетело бы в копеечку. Профиль протектора для строительства этого очистного сооружения не имеет значения.
Резина может быть полностью изношенной, но на ней не должно быть повреждений – порезов:
- Чтобы исключить накапливание отходов во внутренних частях покрышек, с одной стороны шин следует срезать внутреннюю часть обода. Делается это при помощи электролобзика.
- В покрышке, к которой будет подведена впускная канализационная труба, выполняют отверстие для ее подключения. Для разрезания металлокорда в покрышке следует использовать ножовку по металлу.
- Покрышки укладывают в колодец, при этом, верхняя должна быть несколько выше уровня грунта.
- Пространство между стенками ямы и покрышек засыпают щебнем или грунтом.
- Сверху яму прикрывают крышкой из пластика. В крышке следует предусмотреть отверстие для осуществления контроля наполнения ямы.
- Поверх крышки рекомендуется насыпать холмик, чтобы исключить попадание в яму дождевой воды.
Из вышесказанного должно быть понятно, как выкопать сливную яму и оборудовать ее, используя обычные старые автопокрышки. Чтобы облагородить эту часть участка, холмик, насыпанный над крышкой ямы, можно засеять газонной травой или устроить там клумбу. Такое оформление замаскирует неприглядный объект оборудования участка.
Где лучше расположить сточную яму?
Монтаж сливного сборника необходимо планировать в таком месте, куда сможет легко подъехать ассенизаторская машина. Так как периодически содержимое из ямы необходимо будет откачивать.
Также выгребную яму из покрышек нельзя располагать рядом с водозаборными скважинами и колодцами с питьевой водой. Это делается для того, чтобы фекалии не попали в грунтовые воды, данное расстояние не должно быть менее 30-50 метров.
Дом с заглубленным фундаментом также создаст некоторую проблему при обустройстве стока. Расстояние до септика не должно быть меньше 5 метров, в противном случае возникает вероятность нарушения целостности стен. Если говорить простыми словами, то дом может «повести».
Минимальный отступ от забора должен составлять 2 метра. Оптимальный вариант расположения ямы в песчаном грунте – в этом случае можно реже вызывать ассенизаторов.
При расчете объемов руководствуются простой формулой: в среднем берется по 0,5 кубометра стоков на каждого пользующегося системой человека. Также учитывается, что уровень жидкости в полностью наполненной яме обязательно должен быть на 1 метр ниже уровня почвы. При несоблюдении этого требования отходы могут перелиться через край ямы, что приведет к появлению достаточно серьезных проблем.