Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Виды

Байпасные клапаны подразделяются на несколько видов:

  1. Классический байпас, когда воздух отправляется обратно во впускной коллектор. У него есть два главных преимущества. Первое — машина работает тихо, без “пшикающих” звуков, что сделало такую систему более популярной среди автопроизводителей и самой массовой. Второе — байпас позволяет не “переливать” двигатель излишним топливом. Подача топлива в камеру сгорания регулируется по объему воздуха, который определил расходомер до входа в турбину. Если воздух просто стравить в атмосферу, то двигатель может попросту заглохнуть при сбросе газа. Поэтому такие клапаны всегда используются в машинах с датчиками массового расхода воздуха.

    Минус такого байпаса — с ростом мощности турбины он не справляется и не успевает отводить воздух. Поэтому такие клапаны устанавливают на большинство серийных автомобилей, оснащенных стандартными турбинами, но не используют в “заряженных” машинах.

  2. Блоу-офф клапан (клапан сброса давления) — стравливает воздух в атмосферу. Чаще всего устанавливается на спортивные и тюнингованные автомобили. Используется вместе с датчиком абсолютного давления воздуха, чтобы учитывать объем стравленного воздуха. Некоторые специализированные производители предлагают блоу-офф клапаны с настроенными звуковыми эффектами для любителей кастомизировать свой автомобиль.
  3. Гибридные версии. Некоторые автопроизводители (например, Mitsubishi) предлагают гибридные конструкции клапана, когда в обычном режиме они работают как байпас, но при сильном избыточном давлении могут стравливать воздух в атмосферу, как блоу-офф.

Классический байпасный клапан

Блоу-офф клапан

Гибридная версия байпаса

Система байпас

Монтаж байпаса на радиаторы в однотрубной системе

Запорная и регулирующая арматура для радиаторов

Варианты подключения радиаторов

Выбор места для установки отопительных приборов

Байпас — отрезок трубопровода, который устанавливается перед отопительным прибором. Его прямое назначение — создания для теплоносителя обводного контура. Это значит, что на байпасе также устанавливается запорная арматура, с помощью которой можно отключать отопительный прибор от системы обогрева.

Установка байпаса имеет ряд плюсов, основные из них:

  • Создание комфортных условий в помещениях квартир, домов, дач прочее. С помощью байпаса можно повысить/снизить температуру внутреннего воздуха. Это позволяет избежать ситуаций, когда в помещении слишком жарко или холодно. Создать оптимальный микроклимат во время эксплуатации отопительной системы можно без привлечения специалистов.
  • Экономия денежных средств. Теплоноситель расходуется разумно, а значит, что нагревать его нужно меньше. Это позволяет снизить затраты на энергоресурсы. Байпас имеет относительно невысокую цену. Он окупается в минимальные сроки.

Регулировка теплоносителя бывает двух типов:

  • качественная. Она предназначена для изменения температуры теплоносителя в трубопроводах и отопительных приборах. Может работать на базе автоматической системы управления.
  • количественная. С ее помощью можно изменять (увеличивать или уменьшать) поток теплоносителя в отопительной системе при необходимости.

Диагональное подключение радиаторов в эксплуатации является самым эффективным. Трубопровод подачи теплоносителя подводиться к отопительному прибору сверху. Линия обратки подсоединяется к радиатору снизу, на противоположной стороне. Диагональное подключение позволяет хорошо прогреть отопительный прибор, который имеет большую тепловую мощность (много секций). Обычно данную схему используют в огромных помещениях. Монтаж радиаторов диагональным способом — сложный и трудоемкий. Он требует привлечения опытных, квалифицированных мастеров.

  • быстрый и простой монтаж;
  • экономия на затратном материале, а также энергоресурсах;
  • есть возможность установки байпаса.

Расстояние между полом и радиатором должно быть не меньше, чем 100 мм. Игнорирование этого правила приводит к снижению эффективности работы отопительного прибора. Также производить уборку, ремонт, замену отдельных частей радиатора будет затруднительно. Расстояние между отопительным прибором и стеной должно быть не менее, чем 50 мм. Так радиаторов не будет греть стену, а отдавать свое тепло на повышение температуры внутреннего воздуха.

Причины, по которым стоит провести установку байпаса:

  • усовершенствование работы старой системы отопления. Очень удобно, когда денежных средств нет для осуществления замены на современную инженерную сеть.
  • защита от аварийных ситуаций. Если радиатор протекает или наоборот задерживает циркуляцию теплоносителя, с помощью байпаса его можно отключить от сети и провести его ремонт или замену. Это обеспечивает жителям квартир, индивидуальных домов высокую степень защиты от порывов и неполадок в работе системе отопления.
  • обеспечение нормальной циркуляции теплоносителя в контуре. Насос, который монтируется на байпасе, перекачивает воду внутри системы на высоком уровне, что позволяет осуществлять равномерный нагрев отопительных приборов и создания комфортных условий в разных помещениях квартиры/дома.

Технические данные байпасов:

  • Длительный срок службы. Их можно эксплуатировать до 50 лет. Они не дают трещин, устойчивы к внешним механическим воздействиям, гидравлическим ударам, вибрации.
  • Влагоустойчивость. Байпасы имеют высокие антикоррозийные свойства, на их поверхности длительное время не появляется ржавчина, плесень, грибок прочее. Это также обеспечивает хорошую гигиеничность.
  • Устойчивость к воздействию агрессивных сред. Байпасы можно устанавливать не только в жилых помещениях, но и на улице. Они хорошо противостоят различным погодным условиям. При необходимости байпасы устанавливаются с защитным корпусом. Но это делают в редких случаях.

Общие сведения об устройстве

Нашим читателям, которые любят все мастерить своими руками, узнать подробнее о нем будет крайне полезно

Постараемся избегать сложных технических терминов, чтобы особенности этого важного конструкционного элемента были понятны большинству

Байпасом называют перемычку между подачей и обраткой, изготовленную в виде отрезка трубы. Обычно используют его для радиатора отопления, при ее этом диаметр должен быть меньше диаметра подачи на один размер. Чаще всего можно встретить трубы на 1/2″. Сегодня такое устройство стало несколько иным, хотя не забыты и его первоначальные возможности.

Современный байпас для отопления в сборе

Применение

Ниже рассмотрим основные варианты использования устройства:

Регулировка теплоносителя
  1. Функциональное предназначение байпаса – возвращение в стояк избыточного количества теплоносителя из радиаторов отопления, в случае использования автоматического или ручного терморегулятора. В этом случае движение нагретой жидкости по отопительной системе происходит параллельно запорно-регулирующей арматуре.
  2. Если данного элемента не будет, вы не сможете произвести ремонт радиатора во время функционирования контура обогрева.
  3. Байпас позволяет ускорить процесс наполнения или опустошения отопительной системы.
Без электричестваОсобенно установка устройства актуально для современных контуров обогрева, где предусмотрен циркуляционный насос. Оно дает ответ на самый часто задаваемый вопрос потребителями в торговых сетях: «Каким образом система будет работать, когда пропадет электроэнергия?».Много лет использование стандартных напольных котлов не предусматривало их зависимость от электричества. Однако использование системе обогрева циркуляционного насоса сделала агрегаты энергозависимыми.Когда электроэнергия пропадает, инструкция рекомендует перекрыть подачу теплоносителя на насос и открыть вентиль на центральной магистральной трубе. Если оснастить устройство клапаном, эта работа будет выполняться в автоматическом режиме. Все это нужно сделать для того, чтобы перевести систему в режим естественной циркуляции.

Какие применяются байпасы для отопления и схема их подключения

Установку приборов на байпасе необходимо выполнять по направлению к теплоносителю, соблюдая следующую последовательность:

  • фильтр – служит для задержки крупных и мелких частиц, которые могут появляться в открытой системе отопления, поступая в нее из водопровода. Цена детали низкая, зато оно выполняет очень нужную работу;
  • обратный клапан – обеспечивает движение теплоносителя только в одном направлении. При его установке необходимо руководствоваться стрелкой на корпусе, которое указывает направление потока;
  • циркуляционный насос – необходим для принудительного перекачивания теплоносителя по отопительной системе.

Байпас на отопление с запорными кранами

Рекомендуем элемент устанавливать горизонтально. Тогда в системе не будет скапливаться воздух, т.е. она не будет «завоздушиваться».

Использование в однотрубном отоплении

Такая система является морально устаревшей, однако она еще достаточно часто встречается в домах советской постройки. Иногда такое отопление работает на редкость эффективно, из-за чего зимой в квартирах становится невыносимо жарко.

Байпас в однотрубном отоплении частного дома

В подобной ситуации помочь может монтаж байпаса.

Процесс несложный, однако, при его проведении требуется соблюдать некоторые условия:

  1. Байпас нужно размещать на максимальном расстоянии от вертикального участка трубы. Правильнее сказать, как можно ближе к радиатору отопления.
  2. Обводная труба отопления может изготавливаться прямо на месте установки из собственно трубы, тройника, которые соединяются с помощью сварочных работ.
  1. Установите между байпасом и входным отверстием батареи отопления терморегулятор или регулировочный вентиль. Это позволит вам контролировать температуру в доме».

Обводная труба и энергозатраты

Монтаж устройства позволит сократить расходы энергоносителя. При сравнении с работой отопительной системы, где установлен замыкающий участок и обычный проточный, в первом случае объем подаваемого в радиатор теплоносителя уменьшиться на треть. При этом теплоотдача отопительного прибора сократиться примерно на 10%.

Самостоятельная установка байпаса в системе отопления

Эти изменения на практике не будут выглядеть кардинальными, когда система действительно отличается переизбытком тепла. При правильном подборе типоразмера радиаторов обычно есть определенный запас эффективности, составляющий около 10-15%, полностью покрывающий уменьшение теплоотдачи.

Принцип работы

Фото прибора:

Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами.

Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить.

Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах.

Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.

Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла. 

Если совсем просто – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно.

Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.

Применение такого устройства позволяет:

  • сделать заметно проще сервисные работы на трубопроводах;
  • поднять коэффициент полезного действия техники;
  • сократить непроизводительные энергетические расходы;
  • радикально решить проблемы заполнения труб и другой водной инфраструктуры воздухом;
  • гарантировать относительно стабильное действие даже в отличающихся от нормальных ситуациях.

Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию.

Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%.

Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.

Поэтапная технология установки байпаса своими руками

Рекомендации специалистов помогут установить клапан перепускной для воды с учетом всех нюансов:

  1. От вертикального стояка до байпаса должно быть расстояние намного большее, чем от клапана до радиатора.
  2. Если под рукой нет фабричного изделия, подойдет самодельное из отрезка трубы с двумя тройниками. Стыковка сваркой или на резьбу. Резьбовые соединения есть на готовых тройниках, а концы трубы оснастить нарезкой самостоятельно.
  3. В зону между перепускным клапаном и батареей нужно врезать регулировочное или терморегулировочное оборудование. Дополнительное оснащение пригодится для корректировки температуры нагрева, поможет сделать систему более эффективной.
  4. Чтобы было удобнее снимать насос, обводной трубопровод следует дополнить запорной арматурой. Для отключения подачи воды краны завернуть, насос снять, починить, установить, затем можно снова запускать циркуляцию воды по трубам.
  5. Для запуска старой и давно не работавшей системы отопления врезается перепускное устройство с циркуляционным насосом, клапаном обратного типа и шаровыми кранами. Насосное оборудование запустит воду по трубам, обратный клапан не допустит обратного хода теплоносителя, шаровыми кранами удобно регулировать интенсивность подачи воды в систему.
  6. Для циркуляции теплоносителя с заданной скоростью и поступления в батареи без задержки, байпас сооружается из трубы с сечением на 1 размер меньше, чем сечение центрального трубопровода.
  7. Подключая насос в патрубок обходного устройства, нужно оснастить систему шаровым краном или обратным клапаном.
  8. При выкладке контуров теплого пола байпас оборудуется в обязательном порядке. Перепускной обводной трубопровод обеспечит подачу теплоносителя из смесителя уже после перемешивания горячей и охлажденной воды (обратки). Трехходовые клапаны пропускают малую порцию горячей воды, большая часть теплоносителя нужного режима нагрева циркулирует через обводную трубу, транспортируется по контуру и направляется к прибору нагрева (котлу).
  9. В процессе обустройства малого контура твердотопливного котла перепускной прибор нужно установить так, чтобы один патрубок был соединен с подающим трубопроводом с максимально прогретым теплоносителем, второй патрубок соединить с трехходовым клапаном, установленным на трубе обратного тока воды.

Пошаговая установка устройства:

  • увеличить расстояние резьбовых концов на участке, где ранее был накручен насос;
  • собрать насосное оборудование, узел вокруг насоса, закрутить шаровые краны;
  • все соединения насоса разъемные, не придется применять сварку, нужно следить за прочностью скручивания и герметичностью стыков;
  • за шаровыми кранами установить тройник с размером сечения, который равен диаметру трубопровода;
  • убрать насос, обрезать трубу магистрали, установить узел, соединив обе части трубопровода с основной магистралью;
  • как только этот участок байпаса собран, установить насос на место;
  • трубопровод поднять по отношению к тройникам так, чтобы он не мешал работе насоса;
  • свести два патрубка вращением, накрутить перемычку, шаровые краны – все детали оснащены резьбой и разъемными соединениями, сложностей с закручиванием не будет.

Труба перепускного клапана может располагаться вертикально или горизонтально, на функциональность байпаса положение не влияет.

Есть нюансы в случае врезки прибора при установке обводной трубы:

  1. Сечение обводной трубы нужно выбирать на 1 размер меньше, чем сечение внутреннего туннеля основного трубопровода.
  2. Перемычку устанавливать максимально близко к радиатору.
  3. В квартире многоэтажного дома кран на байпас не устанавливается.

Монтаж байпасного обвода

С чисто технической стороны монтаж байпаса осуществляется так же, как и присоединение любого другого участка трубы. Это зависит от того, из какого материала сделан трубопровод. Например, в случае с металлопластиком или полипропиленовыми трубами установка осуществляется с помощью фитингов — в первом случае они либо скручиваются друг с другом, либо прессуются, во втором — припаиваются. Если же речь идет о стальных трубах, то работы происходят с применением сварочного аппарата.

При установке необходимо соблюдать несколько требований. О каждом о них уже упоминалось выше, но лучше свести все в одну систему:

  • диаметр байпаса должен быть меньше, чем диаметр основной магистрали отопления,
  • байпасный обвод устанавливается максимально близко к батарее отопления,
  • во многоквартирных домах устанавливать на байпас запорные краны строго запрещено, в этой ситуации возможен монтаж только нерегулируемого обвода.

Для процедуры монтажа вам понадобятся фитинги-тройники, патрубки и запорные краны (если предусмотрен их монтаж). На входном патрубке ставится либо шаровой кран, либо вентиль, либо сочетание шарового и автоматического устройства. На выходной патрубок монтируется запорное устройство — кран или вентиль.

В процессе сборки важно полностью исключить возможность протечки. Необходим полный контроль над герметизацией стыков

Если монтаж производится с помощью резьбовых соединений, то уплотните их с помощью ФУМ-ленты. Для этого лучше применить метод сухой скрутки.

Сначала соединяете части фитинга, считая при этом, сколько оборотов получилось сделать. Затем раскручиваете соединение, наматываете на резьбу два слоя ФУМ-ленты и скручиваете обратно. При этом количество оборотов должно быть точно таким же, как и во время «примерки». Конечно, накручивание будет происходить более туго, но именно это вам и нужно. Подобный подход поможет обеспечить герметичность места соединения.

https://youtube.com/watch?v=WBFqxw11N04

Дорогие друзья, теперь вы точно знаете, что такое байпас, и нужен ли он в вашей конкретной ситуации. Успехов вам в обустройстве системы отопления, и тепла вашему дому! До новых встреч!

Сущность байпаса и его назначение

Байпас, вмонтированный в систему водяного отопления – это обходной трубопровод, предназначенный для транспортировки теплоносителя параллельно имеющейся запорной арматуре. Этот элемент системы отопления практически незаменим при осуществлении ремонта, без перекрытия подачи воды. В добавок, байпас дает возможность ускорить процесс наполнения или слива системы отопления. Кроме того, его употребляют для регулировки мощности потока подаваемого теплоносителя.

Байпас для отопления – при меняют во время ремонта

Слово «bypass» имеет англоязычное происхождение и переводится как «обходной» или «обход». Проще говоря, это отрезок трубы, который проходит параллельно главному прибору или ветке и предназначен для временного отведения по ней воды в обход основного механизма. Иногда этот резервный путь может быть снабжен краном. Он бывает с обратным клапаном или без дополнительных устройств вовсе.

Устройство типичного байпаса

Сегодня мы можем говорить о двух основных разновидностях байпаса: автоматическом, то есть снабженном обратным клапаном и ручном, не имеющем никаких дополнительных устройств. Иногда в схему с обратным клапаном включают циркуляционный электрический насос. Он используется по мере необходимости в целях регулировки потока теплоносителя. Работает это следующим образом: включается насос и повышает давление в этом участке системы, в результате чего открывается клапан и направляет поток жидкости в требуемом направлении. При отключении насоса давление падает, что закрывает клапан, перекрывая трубу. Однако такая система способна работать при естественной циркуляции без подключения электроэнергии. Сложность конструкции сильно влияет на надежность этой системы, что со временем может привести к перебоям в ее работе по причине не полного перекрытия трубы из-за засоров. Эта проблема приводит к дисбалансу в температурном режиме помещения. Автоматические байпасы нашли свое применение в системах водяных теплых полов. Они позволяют в контуре поддерживать установленные параметры, не затрачивая на это много времени и энергии.

Автоматический байпас, снабженный обратным клапаном

Бесклапанный байпас дает возможность теплоносители свободно обогнуть радиатор без слива всей системы и перекрытия воды. Если вам понадобилось заменить батарею отопления в квартире многоквартирного дома, то вы никак не потревожите своих соседей, они даже знать об этом не будут. Главной особенностью байпасов является то, что труба у него на одну ступень уже, чем в основной системе. Например, для системы ¾ резьбы подойдет устройство на ½. Это обусловлено физическим законом, ведь вода течет по пути наименьшего сопротивления. То есть пока вы не перекроете краны на радиатор, теплоноситель будет свободно течь по нему, а в момент закрытия крана теплоноситель устремится в байпас в обход отопительного прибора.

Иногда установка байпаса целесообразна и на системах водоснабжения либо водоочистки. Здесь его устанавливают для обеспечения обхода воды вокруг сложных фильтрующих систем. Нужно это для удобства проведения ремонтных или регламентных работ этого оборудования без прекращения водоснабжения.

Ручной бесклапанный байпас

Существуют и так называемые байпасы подмеса. Встретить их можно в отопительных системах и в водопроводах. В системах отопления они позволяют осуществлять тонкую настройку потока теплоносителя, чем регулируют температуру в помещении. Особенно это актуально в системах водяного теплого пола. В случае с водопроводными очистительными системами байпасы подмеса осуществляют регулировку содержания в воде солей, оксидов и других веществ.

Как правильно установить байпас

Комплектация распределительного узла теплых полов включает в себя и обходную линию, но это тема отдельного разговора. Что касается перемычек на однотрубной системе, то их установка очень проста и производится уже в процессе монтажа системы, так как без них последняя не будет корректно работать. Ненамного сложнее выполнить монтаж своими руками байпасной линии с циркуляционным насосом. Достаточно иметь обычный комплект инструментов и изучить схему:

Не представляет никакой сложности и установка байпаса для полотенцесушителя. Для соединений можно взять металлопластиковые трубы, да еще приобрести краны, тройники и отводы. Сборку выполнять в соответствии со схемой:

Какое устройство и работа

Байпасный клапан имеет простую конструкцию — в корпусе находится пружина и резиновая диафрагма. Когда дроссельная заслонка открыта и идет подача воздуха, возвратная пружина разжата, а диафрагма закрывает поток воздуха через клапан.

Когда происходит закрытие дроссельной заслонки, во впускном коллекторе между ней и мотором создается сильное разрежение, которое за счет силы вакуума сжимает пружину и опускает диафрагму. Воздух стравливается. Управление байпасным клапаном может происходить двумя методами, а его применение будет зависеть от вида исполнения.

Если в классической конструкции байпаса он управляется непосредственно силой вакуума, то в более современных моторах используется электромагнитный клапан. Он отвечает за принудительную подачу вакуума на патрубок байпаса, что позволяет ускорить работу системы и повысить ее эффективность.

  • Устройство классического клапана байпаса
  • Устройство байпаса с электромагнитным клапаном

Важный нюанс работы байпаса в том, что в закрытом положении герметичность диафрагмы отвечает еще и за корректную работу системы наддува. Потому что если диафрагма негерметична, то воздух будет уходить через байпас и машина будет медленнее набирает обороты.

Кстати, в версиях для тюнинга резиновая диафрагма чаще всего заменяется металлической круглой пластиной, а за герметичность системы отвечают резиновые уплотнители.

Принцип работы байпасного клапана

Если произошла нестандартная ситуация, отключение электроэнергии или поломка насоса, давление прекращается, и клапан автоматически перекрывает перемычку, пуская воду по естественному ходу. Это позволяет полностью автоматизировать систему отопления. Недостаток автоматического байпаса – чувствительность к сорности воды и мелким загрязнениям. Перед установкой, рекомендуют прочистить водопровод АВД для устранения налетов и ржавчины в трубах и радиаторах.

Перед началом работ, необходимо определиться с материалом системы водоснабжения. Для труб из полипропилена используют разборные соединения, и сначала собирают блок насоса вместе с байпасом. Ветку подключают при помощи тройников, вмонтированных в основную трубу. При стальном исполнении, сначала впаивают патрубки, потом вентиль на байпасе. Установка системы байпаса производится по направлению к теплоносителю и обязательно должна собираться в определенной последовательности.

Схема сборки:

  • Фильтр;
  • Обратный клапан;
  • Насос принудительного действия.

Диаметр прохода линии байпаса должен быть равен диаметру обратки. Специалисты рекомендуют при монтаже все краны укомплектовать разборными фитингами. В этом случае при ремонте будут устранены различные ситуации.

Принцип работы байпасного клапана

Перед началом монтажных работ по установке насоса, необходимо спустить теплоноситель из системы. Всю конструкцию ориентируют так, чтобы выходные трубопроводы были вертикально либо горизонтально, в зависимости от хода трубы.

Как работает байпасная линия:

  • Собирают участок обвода, который будет располагаться параллельно магистрали;
  • От обратки отрезают участок, равный длине обвода;
  • На концы магистрали устанавливают тройники;
  • Между ними монтируется участок с запорной арматурой или клапаном;
  • Проводят соединение собранного участка обвода с магистралью трубами, равными по длине.

При монтаже необходимо оставить пространство для возможности последующего демонтажа насоса и других элементов. Необходимо правильно сделать монтаж, проследив совпадение стрелки на корпусе с током теплоносителя.

Применение в обвязке радиатора

Схемы с обходной магистралью на радиаторах применяются как в однотрубных, так и в двухтрубных СО.В однотрубной системе отопления байпас устанавливается для того чтобы в случае прекращения циркуляции теплоносителя по батарее, отопительный контур продолжал работать. Кроме этого, еще одной важнейшей функцией данного элемента является передача одинакового количества тепловой энергии всем радиаторам, расположенным в отопительном контуре.

В вертикальных схемах, обводная перемычка устанавливается между подающим и обратным патрубком батареи. Проходное сечение этого элемента, как правило, на один размер (калибр) меньше подводящего трубопровода.

В горизонтальных схемах СО магистральная труба сама является байпасом и выполняется одинакового сечения по всей длине контура.

Байпас в двухтрубной системе отопления применяется для регулирования температуры теплоносителя. В централизованных и автономных СО, данный элемент применяется для получения возможности осуществления профилактических и ремонтных работ без отключения от отопительной системы или остановки котельного оборудования.

Для перенаправления теплоносителя из радиатора на байпас применяется:

  • Запорная арматура (шаровые краны).
  • Трехходовой клапан с терморегулятором.

Совет: если планируется установка обходного трубопровода на обвязку батарей в доме с централизованной СО, то сделать это можно только получив разрешение управляющей компании, представители которой перекроют стояк для выполнения работ.

На схеме (Рис 1) представлен ручной байпас в системе отопления частного дома, позволяющей работать системе открытого и закрытого типа, в режиме принудительной или естественной циркуляции, даже во время аварийного отключения электропитания. По факту, байпасом здесь на схеме является участок трубы обратной магистрали с запорным краном , между двумя подключениями линии циркуляционного насоса.

Байпас в системе отопления может работать или только во время запуска, что позволяет быстро произвести прогрев всех радиаторов одновременно, или на постоянной основе. А так же его устанавливают в случае, каких — либо причин плохой естественной циркуляции отопления, например: не правильный или не удачный монтаж системы.

Обратный клапан в отоплении

Обратный клапан в отоплении можно установить на байпасе вместо крана . Клапан, во время включения циркуляционного насоса, находится в закрытом состоянии, а если происходит отключения электричества, он автоматически открывается, что позволяет перейти системе на естественную циркуляцию. Включение в байпас автоматического обратного клапана является спорным. В случае, если обратный клапан в отоплении неправильно работает, по причине попадания в него механических включений теплоносителя (окалина, ржавчина и т. д.), что особо актуально при стальных трубах и чугунных радиаторах, то визуально это проверить невозможно, а фильтр перед ним ставить нельзя.

Установка байпаса

Установка байпаса делается недалеко от котла на обратной магистрали, там, где теплоноситель (вода) имеет наименьшую температуру. Место установки должно быть не слишком близко к котлу, чтобы не допустить перегрева насоса. Для предотвращения завоздушивания, во время заполнения системы отопления, конструкцию байпаса монтируют в горизонтальной плоскости.

Для работы отопления с естественной циркуляцией кран должен быть открыт и отключен циркуляционный насос. Когда система отопления функционирует в режиме принудительной циркуляции, краны открыты, кран закрыт и включен насос.

Байпас радиатора

Байпас в системе отопления часто является обязательной необходимостью для ее качественной работы.

Схемы монтажа байпаса в системе отопления

Установка байпаса на батарею отопления должна производиться с выполнением условий по диаметрам труб в узле, подбором оптимального места и правильной компоновки. С учетом возможности случайного перекрытия основного контура отопления, не допустимо наличие запорной арматуры на участке от стояка до самого байпаса и на самом байпасе. Для сбалансированной работы системы, перемычку байпаса необходимо монтировать на максимальном удалении от магистральной трубы и на минимальном от самой батареи.

Схематически узел байпаса в системе однотрубного отопления представлен в следующей таблице:

Схема монтажа байпаса при диагональном, нижнем и боковом подключении в однотрубной системе отопления. ДУ1 – диаметр условного прохода трубы стояка отопления.  ДУ2 – диаметр труб подводки к радиатору (от тройника до радиатора отопления). Данный диаметр должен быть на один размер меньше диаметра трубы стояка. ДУ3 – диаметр байпаса. Он на один размер меньше труб подводки и на два размера меньше трубы стояка.

Более детально все компоненты, входящие в узел байпаса, рассмотрены в двух следующих схемах. Они являются распространенными, но стоит отметить о наличие иных вариантов исполнения — с использованием металлопластиковой трубы с опрессовкой фитингов или готового байпаса, с уже нанесенными резьбовыми участками.

Первая схема — байпасный узел радиатора, выполненный из полипропиленовых труб с напаянными фитингами:

1) Труба контура отопления (стояк).
2) Резьбовой фитинг для перехода с металлической трубы на полипропиленовую.
3) Участок трубы, которым будет задаваться расстояние от оси стояка до байпаса.
4) Тройники, разделяющие поток на трубу подводки и на байпас.
5) Участок подводки к радиатору.
6) Перемычка-байпас.
7) Фитинги для перехода со сварных соединений полипропилена на резьбовые (металлические).
8) Штуцеры, вкручиваемые в радиатор, для соединения с накидными гайками (американками).
9) Накидная гайка (американка)
10) Терморегулятор.
11) Запорный кран.

Используя металлические трубы, монтаж байпаса можно производить как при помощи сварки, так и с применением деталей с резьбовыми соединениями (краны, тройники, переходники).

Сантехнический комплект металлических изделий для обвязки радиатора с установкой байпаса.

Три вида байпасов

Существует три вида байпасов:

  • Нерегулируемые – простая труба;
  • С ручным управлением – вентиль с делениями;
  • Автоматический – с датчиками;

Последний вариант устанавливается в обвязке с насосом. Обычно автоматику используют при циркулирование теплового носителя по контуру. Насос, работающий от электричества, позволяет увеличить скорость движения потока, что способствует снижению теплопотерь. Чаще всего такую систему используют в частных домах или при подключении теплого пола к системе отопление в многоквартирных домах. В случае отключения электроэнергии поток теплоносителя проходит через обвод. Крыльчатка ограничивает поток движения воды. Поставляется на рынок в двух вариациях: инжекторный и клапанный. Самый большой недостаток автоматического байпаса: при содержании в воде накипи, окалины, ржавчины и других загрязняющих элементов, быстро выходит из строя. Обвод обязательно устанавливается в однотрубную систему, если необходимо сделать коллекторную разводку, перемычка позволяет разделить потоки на две части, обеспечив оба радиатора теплоносителем в равных пропорциях. При горизонтальной разводке, байпас устанавливается параллельно основной магистрали ниже обычный развод. При монтаже стандартных труб на три четверти дюйма, рекомендуется устанавливать байпас на одну вторую. При этом трубы входящего и исходящего потока теплоносителя должны иметь диаметр 1 дюйм.

Сборка обходного узла при установке радиатора

Собственно сам байпас при монтаже батарей может изготавливаться, к примеру, с использованием:

  • отрезка полипропиленовой трубы;
  • двух кранов и тройников;
  • двух муфт;
  • двух коротких труб-отводов.

Длину отрезка трубы для обходного узла, конечно же, следует подбирать с учетом расстояния между выходами подключаемого отопительного оборудования.

Производится сборка байпаса в следующем порядке:

  • краны прикручиваются к муфтам;
  • к муфтам с другой стороны посредством утюга привариваются отводы;
  • к каждому отводу приваривается по тройнику;
  • к горизонтальным выходам тройников приваривается основная труба байпаса.

Обходные узлы из труб другой разновидности собираются примерно по той же схеме с использованием резьбовых соединений и льняной нити или же сварки.

При врезке радиатора к крайним выходам тройников байпаса в последующем подключается отводящие и подводящие трубы стояка либо нижней магистрали. Батарея включается в систему через краны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий